Биография кинотанца

В начале нулевых усилиями режиссера Аллы Ковган и продюсера Вадима Каспарова в Петербурге появился фестиваль «Кинотанец». Проект просуществовал десять лет, путешествовал по всей России — от Петрозаводска до Костромы, Владивостока и Норильска — и показал кинематографистам и хореографам, как можно открыться друг другу.
Художник и практик современных художественных направлений на стыке жанров и форм Виктория Илюшкина уже больше двадцати лет посвящает себя видеоарту. Одно из ее детищ — фестиваль «Видеоформа», который она проводила в течение нескольких лет вместе с сокуратором Олесей Туркиной. Среди видеообъектов Илюшкиной — работы, где она фиксирует танец и перформанс.
Спустя семь лет после того, как основанный Аллой Ковган и Вадимом Каспаровым фестиваль «Кинотанец» в Петербурге прекратил свое существование, в Москве стартует проект Bodyscope. В результате частная инициатива двух художников и энтузиастов танца и кино Вероники Шер и Юлии Кушнаренко превращается в ежегодный фестиваль пластического кино: сотни заявок, конкурс, статус международного смотра, знаковые площадки, включая московский кинотеатр «Иллюзион» и шесть российских городов — от Санкт-Петербурга до Иркутска.
Конец 1980-х — начало 1990-х годов. Ленинград. В жерновах эпохи перемен в городе рождаются два уникальных явления: Авангардный театр, или группа DEREVO, и Инженерный театр АХЕ. Идеолог первого — Антон Адасинский, соавторы второго — Павел Семченко и Максим Исаев. Обе труппы выходили за рамки классического понимания «театр», расширяя и разрушая границы академического канона...
В разгар пандемии 2020 года команда, объединенная вокруг фестиваля Context. Diana Vishneva, ГМИИ им. А. С. Пушкина и Aksenov Family Foundation, задумала собственный фильм, где танец становится одним из главных средств художественной выразительности. Так началась история ленты «Слепок».
Феномен российского современного танца отчетливо оформился к середине 1990-х годов: его пионеры и наследники первопроходцев 1980-х годов вовсю работали со своими компаниями и театрами, уже формировали собственный уникальный пластический язык, исследовали родную идентичность и обретали узнаваемое лицо. «Три камаринских» — первый документальный фильм об этом явлении. Его героями стали знаковые хореографы эпохи — Татьяна Баганова, Ольга Пона и Александр Пепеляев.
Заметным явлением в продвижении кинотанца в российском сообществе стали показы не только в кинотеатрах, но и в театральных пространствах. Важными инициативами на этом поле были московский Moving Movie — в Новом пространстве Театра наций — и петербургский «Кинотанец.weekend» — на Новой сцене Александринского театра.
© Антология российского кинотанца, 2024