Фильм «Слепок»

В разгар пандемии 2020 года команда, объединенная вокруг фестиваля Context. Diana Vishneva, ГМИИ им. А. С. Пушкина и Aksenov Family Foundation, задумала собственный фильм, где танец становится одним из главных средств художественной выразительности. Так началась история ленты «Слепок». В качестве режиссера был приглашен Андрей Сильвестров. За хореографию взялись пять героев российского танца: Лилия Бурдинская, Андрей Короленко, Константин Семенов, Александр Фролов и Анна Щеклеина — каждый из них в пространствах Пушкинского музея под музыкальное сопровождение русских же современных композиторов осмыслял вечное искусство — от Античности до Ренессанса. Но главное — впервые в истории российского кинотанца за создание фильма серьезно берутся продюсеры, которые и приводят проект к широкому прокату по всей стране: более 100 показов, 32 города и выход на онлайн-платформу.
О замысле

Когда в разгар пандемии все были вынуждены уйти на карантин весной 2020 года, балетный мир начал записывать онлайн-уроки у себя дома, танцевать, показывать вариации из «Спящей красавицы» у себя на кухне или просто давать мастер-классы. Сначала мы с Фондом Дианы Вишнёвой записывали подкасты, а потом, когда фестивалю пришлось отменить международную программу из-за ковид-ограничений, стали думать о новой форме реализации наших проектов. Я изучала, что делают музеи в это же самое время. Кроме моего личного интереса, это исследование было связано с моей профессиональной деятельностью в рамках Context. Diana Vishneva: я развивала партнерские программы и отвечала за коммуникационную стратегию фестиваля до его десятилетнего юбилея в 2022 году. Кроме этого, моя задача внутри фестиваля всегда была направлена на синтез искусств, где встречаются разные институции. В условиях, когда мы не могли ничего показывать офлайн, я начала думать в сторону видеопроектов. К тому моменту у меня уже сложились теплые взаимоотношения с фондом Aksenov Family Foundation, поддерживающим российских композиторов, и с Пушкинским музеем, с которым мы часто взаимодействовали как фестиваль. К нашей большой удаче Марина Дэвовна Лошак положительно отнеслась к нашей идее снять что-то в кинотанцевальном жанре в стенах музея, и мы взялись за этот эксперимент — до конца не осознавая, к чему он нас приведет. Отправной точкой для концепции стала мысль поработать не столько с пространством, сколько с самим содержанием Пушкинского, с его историей и наполнением, а не как со сценой.
Слово продюсеру. Юлия Никулина
«Слепок» — очень интересное многогранное путешествие по хореографии с одной стороны, а с другой — по истории искусства и истории человечества. Я впервые был приглашен так плотно поработать с танцем. Было невероятно интересно в него погрузиться и подумать о движении в таком ракурсе. Можно сказать, что это такое приключение, связанное и с пластикой, и с музыкой, и с музеем. Я один из авторов термина «коллективное кино», поэтому для меня было важным делать не фильм-альманах, а настроить хореографов на то, что мы все вместе работаем над одним и тем же фильмом и в одной синергии. Приступив к проекту, мы вместе с оператором Даниилом Фомичевым начали изучать язык хореографов. Визуальное решение каждого эпизода родилось из индивидуальности постановщика и его темы. Например, Древний Рим Андрея Короленко — это большой стиль 1930-х годов эпохи Лени Рифеншталь, Древняя Греция Анны Щеклеиной — уже Антониони с панорамой экрана, с полетами и акцентами на лицах, а Средневековье Лили Бурдинской — мультиэкранность скрытого. От этого зависел и дальнейший монтаж: он тоже сугубо индивидуален. Вместе с Даней мы придумывали не картинку, а семантику для каждой вселенной, чтобы передать ее языком кино наиболее адекватно.
О полном метре

Вместе с моей коллегой, директором Aksenov Family Foundation Викторией Кондрашовой, мы определили, что не хотим снимать что-то стандартное: нам было важно сделать проект с глобальной миссией и выйти в Пушкинский музей создать просветительский и образовательный контекст. Сначала мы думали о разных небольших видео для соцсетей и небольшого экрана размером с телефон, планшет или ноутбук. Мы определили, что снимем несколько новелл — посвящений отдельному залу и отдельной эпохе: Древней Греции, Древнему Риму, Средневековью, Ренессансу. Андрей же Сильвестров придумал, как связать эти давно ушедшие эпохи с нашим миром через одну магистральную линию. Так в проекте появилась линия Дианы Вишнёвой, главного вдохновителя всей истории: по задумке режиссера ее образ соединил все хореографические полотна. Именно это решение можно назвать судьбоносным для проекта. Когда на большом экране кинотеатра «Октябрь» мы впервые увидели в черновом сборе отснятый материал, для всех стало очевидным: «Слепок» должен быть полным метром и мы просто обязаны выйти с ним на большой экран.
Линия Дианы Вишнёвой была загадкой до того, как она вошла в кадр. Ее задачей было повторить хореографию каждого участника проекта, отразить ее. Диана стала одновременно и Орфеем, и Эвридикой, проходящими по Аиду, ведь музей — это своего рода Царство мертвых. Мы, как положено, подготовились к съемке, придумали, что и где будет происходить, но что это такое на самом деле, мне лично было не совсем ясно. Но как только Диана сделала первое движение, стало понятно, что сейчас произойдет то самое чудо, которое соединит все наши отснятые эпизоды в единый монолит и как бы осенит наш проект, и это было очень сильное переживание. Дальше надо было его не расплескать, удержать, правильно отснять и довести до конца, несмотря на то, что это был тяжелейший технический процесс. Конечно, такая работа должна была выйти на широкий экран. Когда у нас был самый первый черновой показ для коллег в «Октябре», я пригласил поддержать концепцию коллег-прокатчиков, и они отозвались.
Андрей Сильвестров
режиссер
О прокате

Когда мы встретились с кинопрокатной компанией и показали им на большом экране финальный монтаж, они, ввиду, на их взгляд, сложности темы, предложили делать перед показом лекции или паблик-токи. Да, стало ясно, что мы сделали совсем не простую историю для восприятия зрителя и пошли по пути, предложенному прокатчиками, — демонстрация фильма с дополнительной программой. Кроме этого, к тому моменту мы подготовили зарисовки с бэкстейджа, интервью с хореографами, которые и сейчас доступны на сайте фильма, и много интересного дополнительного контента. А коллеги подтолкнули нас к монтажу «Фильма о фильме». Надо отметить, что мы развернули масштабную пиар-кампанию, продумали стратегию работы с инфопартнерами и даже сделали вариацию театрального либретто — с описанием каждого эпизода фильма. Возвращаясь к прокату, мы определили несколько центральных площадок и планировали после основных показов выйти на стриминговые платформы, даже если он будет в бесплатном доступе. Премьеру мы сделали в кинотеатре «Октябрь» 31 марта 2021 года.

Не могу сказать, что у меня были большие опасения с точки зрения восприятия зрителя. Это уже было время, когда аудитория в кинотеатрах хочет видеть особенный проект. «Слепок» и являлся таким необычным продуктом для людей, которым интересен современный танец и музейные фильмы. Первые показы прошли замечательно, и на большом экране лента действительно смотрится хорошо. Мы для этого сделали все возможное, включая изысканную работу с изображением. Я думаю, что у подобных историй есть ниша: если фильм-опера, фильм-балет или танцфильм оригинально придуманы и имеют какой-то дополнительный челлендж, то они должны иметь свой успех.
Андрей Сильвестров
режиссер
От Калининграда до Владивостока

После проката премьеры по первым плановым городам к нам стали поступать запросы от самих кинотеатров, в том числе региональных, на дополнительные показы: они увидели спрос со стороны зрителя. Потом начали писать из университетов, где хотели показать фильм студентам. У проекта началась активная жизнь именно в прокате. В результате мы показали его по всей стране. Сыграло немаловажную роль буквально физическое участие Пушкинского музея как феномена: чтобы человеку из Владивостока попасть в легендарные залы, ему нужно преодолеть очень долгий путь, а здесь он становится участником музейной медиации не покидая своего города. Многие, кто часто бывает в Пушкинском, даже отмечали, что благодаря фильму рассмотрели музей иначе.

Фильм быстро начал получать положительные отзывы, и мы поняли, что ему нужно дать дополнительный прокат: в итоге вместо заявленных десяти показов у нас было более тридцати городов. Это удивило всех, в том числе сами кинопрокатные компании. Благодаря тому, что в проекте соединились творцы, большие имена и институции, мы в широком смысле встретились с аудиторией, которая не была нам доступна как фестивалю ранее. У нас получилось федеральное распространение не только самой ленты, но и самого бренда. А если возвращаться к стримингу, то после широкого экрана наш «Слепок», который задумывался как эксперимент, вышел на одну из топовых платформ Premier.one. У нас была даже международная премьера — на Зальцбургском фестивале благодаря Aksenov Family Foundation. Поэтому восклицательный знак продюсирования этого проекта случился!


Беседовали: Дина Верютина, Ольга Угарова
Текст: Ольга Угарова
Фотоматериалы: из архива фестиваля Context. Diana Vishneva


Коллективное кино

Кино всегда было отражением мира. Так и сейчас, вертикальная система управления обществом трансформируется, а вместе с ней меняются и методы создания фильмов. Традиционное кино в том виде, в каком оно было известно весь XX век, больше не существует. Раньше подход к съемкам был авторитарен. В центре всегда была фигура демиурга-режиссера. Сейчас же ситуация изменилась. Коллективные медиа строятся на сотворчестве группы авторов. Их появление размывает традиционные границы между видами и форматами искусства, рождая новую эстетику и логику создания аудиовизуального продукта, обладающего художественной ценностью
Андрей Сильвестров
режиссер
Фонд содействия развитию балетного искусства Дианы Вишнёвой
Фонд содействия развитию балетного искусства Дианы Вишнёвой был создан в 2010 году. Задачами Фонда являются повышение доступности балетного искусства, популяризация современной хореографии, создание новых балетных проектов, помощь юным артистам и ветеранам сцены. В 2013 году Фонд инициировал создание ежегодного фестиваля современной хореографии Context. Diana Vishneva, который открывает новые имена в современной российской хореографии и проводит смотр самых актуальных хореографических работ. В 2017 году была открыта студия танца Context в Санкт-Петербурге, где проходят занятия и классы как для профессионалов, так и для любителей танца и начинающих танцовщиков. Также Фонд продюсирует издательские, мультижанровые проекты на стыке разных видов искусства, инклюзивные инициативы. Во взаимодействии с образовательными учреждениями Diana Vishneva Foundation создает образовательные курсы, посвященные современному танцу и театру.

Фестиваль Context. Diana Vishneva
Фестиваль Context. Diana Vishneva — это платформа поддержки и развития современной российской хореографии. Основатель — прима-балерина и звезда мирового балета Диана Вишнёва. Фестиваль был создан в 2013 году как креативная лаборатория для молодых хореографов, а также смотр самых интересных и актуальных работ зарубежных танцевальных компаний, незнакомых российскому зрителю. За годы своего существования благодаря Context. Diana Vishneva в России были показаны работы более 40 ведущих мировых хореографов, включая Марту Грэм, Охада Наарина, Кристал Пайт, Иржи Килиана и Матса Эка.

Фестиваль Context был создан Дианой Вишнёвой в 2013 году как трехдневная креативная лаборатория для молодых хореографов. Сейчас это один из самых известных российских фестивалей современного танца. Среди инициатив Context — создание собственных танцевальных проектов, копродукции с театрами и танцевальными компаниями, кросс-культурные события, образовательная программа для профессионального сообщества, опен-колл для молодых хореографов, резиденции, развитие собственной танцевальной группы, мастер-классы для зрительской аудитории, кинопрограмма, издательские проекты и гастрольные туры по России.

Aksenov Family Foundation
Aksenov Family Foundation — международная мультидисциплинарная платформа, стратегическая цель которой — показать и подчеркнуть уникальную роль современной культуры в повседневной жизни.
Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина
Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина — один из крупнейших в России музеев зарубежного искусства, чья коллекция насчитывает около 700 тысяч произведений разных эпох, в том числе уникальные экспонаты импрессионистов и постимпрессионистов из собраний Сергея Щукина и Ивана Морозова.
Андрей Сильвестров
Российский кинорежиссер, продюсер, актер и художник, представитель второго поколения режиссеров параллельного кино, работает на стыке независимого кинематографа и современного искусства. Разрабатывает концепцию коллективного кино, в рамках которой были сняты фильмы «Россия как сон» (2016) и «Облако Волгоград» (2018), альманах «Сны на районе» (2019).