Изучение этого напрямую связано с вопросом о том, как смотреть кинотанец. В антологии российкого кинотанца, состоящей из 24 фильмов, можно обратить внимание, например, на пространственно-временную плотность движения. Пространство и время организуют интенсивность и экспрессию жеста-смысла, фиксируя в системе координат само движение, задавая ему тон и формируя драматургию.
В этой логике пространственные танцевальные фильмы будут иметь плоскость (в виде различных форм рельефа), объем (выраженные объемно сооружения), насаждения и само территориальное пространство. Место и предметный мир этих фильмов будет таким же выразителем смыслов, как и движение, которое получает дополнительное измерение, создавая случайные рифмы с объектным миром.
Временны́е танцевальные фильмы будут находиться в статичном неподвижном пространстве, лишенном глубинной мизансцены. Движение кажется парадоксально неподвижным, застывшим, изолированным. Но эта «статика» философского толка. Движение становится «вещью в себе», самоценностью без системы координат.
Наконец, есть и пространственно-временной пласт фильмов, существующих в двух измерениях. Для них характерны синкопичность, полифония, сферическая оптика. Стремление к сверхсмыслам в фильмах поначалу дезориентирует и создает ощущение разбившегося стекла. А при более внимательном, а лучше повторном, всматривании складывается калейдоскопический образ объемных витражей, где любое движение, изменение цвета, темпоритма, оптики меняет замысел до неузнаваемости.
Возможно, эта типология станет предметом дискурса о природе кинотанца для режиссеров и постановщиков, ориентиром для зрителей, а заодно и ответит на вопрос о том, как смотреть танцевальное кино. И это не желание закабалить жанр в жесткие рамки смыслов, а лишь попытка настроить наблюдательную оптику. Несомненно одно: нам есть о чем поговорить.

Елена Самойлова
киновед, кино и медиапедагог, педагог-психолог, член Ассоциации кинообразования и медиапедагогики Союза кинематографистов РФ
(+18)
Искусство, с одной стороны, никому и ничего не должно, но с другой — все же нуждается в столкновении со взглядом человека. В этом, думается, и есть сверхзадача искусства: вовлечь зрителя, исключенного из создания самого произведения, в создание его смыслов и этим продлить жизнь художественного мира, сделав его частью своего, зрительского, сознания. Интересно спровоцировать диалог со зрителем, вызвать на откровенную беседу о нас самих и о том «другом», пока еще непонятном, вызывающем недоумение и любопытство. Введение и аннотации предлагают зрителю точки сборки, в которых можно опровергнуть идеи или добавить к ним дополнительные смыслы.
Изучая феномен «кинотанец», хочется не только концептуализировать само явление, но и придумать интересную типологию направлений. Конечно, можно подойти к этому вопросу с разных позиций, например, с точки зрения тематики, социальных контекстов, исторического дискурса, коммуникации, динамики движения, звукообразов и т.д. Также можно привлечь теорию кино и обратить внимание на стиль, монтаж, драматургию, жанр. В конце концов, было бы естественно обратиться к самому танцу и попытаться соединить разные типологии.

Фильмотека

Соль-вода
Москва, 2023
автор идеи и режиссер: Анастасия Волошина
ассистент режиссера: Дарья Артеева
оператор: Александр Лебедев
исполнитель: Анастасия Волошина
саунд-дизайн: Анастасия Волошина
Присказка «Соль-вода» — остатки дошедшего до нас древнего заклинания, защищающего людей от злых духов, а по сути, от чего-то неприемлемого. Глаз камеры берет на себя функцию преследователя и злого духа, от которого бежит героиня. Необычно осознавать, что автор наделяет функцией идущего по пятам именно зрителя, вовлекая таким образом и нас в погоню. Но финал станет для нас абсолютным катарсисом принятия.
45°
Нидерланды/Россия, 2010
режиссер/хореограф: Ольга Цветкова.
оператор: Марина Коломина
исполнители: Андрюс Мулокас, Ольга Цветкова
композитор: Амон Тобин
монтаж: Ольга Цветкова
Зависимости и гравитация — центральные темы фильма. Все зависит от того, как стоит камера (читай: взгляд) по отношению к объектам. А гравитация непреодолима. Прямое послание автора зрителям предлагает буквальное художественное решение к тому, как мы видим и что мы видим. Крупности планов, статичный кадр и неизбежное движение, зависящее от гравитации, толкают наши рассуждения о движении в область хоть и физики отношений, но все же физики.
10 выдохов
Санкт-Петербург, 2006
авторы:
Александр Андрияшкин
Роман Корниенко
Александра Ельчанинова
Мария Шарафутдинова
фильм снят в рамках фестиваля Кинотанец-2006 г.
Доминантой фильма является механика взаимодействия между близкими людьми. Мужчина и женщина проходят стадии непростых отношений, в которых каждый перехватывает инициативу. Сложная тройная рифма из отношений, выдохов и дыма создает движущую силу любви, которая неизбежно заканчивается одиночеством.
Imago
Миасс/Челябинск, 2018
режиссер: Валентин Ефимов
хореограф: Татьяна Грибанова/Юлия Нестерова
оператор: Андрей Назарук
исполнители: Татьяна Грибанова, Юлия Нестерова
совместный проект театра "ОКНО" и киностудии «Telescope» (г. Миасс/ г. Челябинск)
Имаго — многозначный термин. Это и взрослая фаза жизни насекомого, и психический образ, в котором заключены бессознательные содержания, формирующие нашу самость. Пожалуй, этот термин можно считать одним из ключей, позволяющим прикоснуться к смыслам фильма. Странным образом движения танца приравниваются к образно-символической системе мира, создавая сложное драматическое повествование.
Почва (18+)
Уфа, 2020
автор идеи: Ярослав Францев
автор фильма: Рустам Нерустам
Проект сделан в сотрудничестве с компанией «Radi Sveta»
Проект находится, кажется, во всех измерениях видимого мира. Начиная от взаимодействия с пространством и заканчивая форматом кадра. Сюжет из клипа движений превращается в перформанс, а затем и вовсе становится цифровым NFT-токеном, цифровым слепком реальности.
Верочка
Санкт-Петербург, 2003
режиссер-оператор: Алла Ковган
хореограф: Наталия Каспарова
исполнители: Наталия Каспарова, Анна Озерская, Алиса Панченко, Марина Острецова, Дима Бураков, Саша Любашин

Заброшенная гардеробная и забытые люди-тени коротают время друг с другом где-то в любом городе бывшего Советского Союза. Сюжет о жизни раздевалки в доме культуры происходит в двух временных линиях — прошлого и настоящего. Примечательно, что у прошлого оказывается преимущество в динамике, в то время как настоящее видится лишь отголоском жизни. Разный темпоритм времени — своеобразный вопрос нашему восприятию: почему настоящее более медленное, чем прошлое?
Кислород
Архангельск, 2019
авторы идеи: Александр Дьяченко/Сусанна Воюшина
оператор - Александр Дьяченко
хореограф, танц-художник - Сусанна Воюшина
Работа создана в рамках лаборатории пластического кино Международного кинофестиваля Arctic Open.
Кураторы лаборатории "Пятый элемент": Максим Волох, Ева Валиева, Кристина Дрягина.
Сложносочиненная история, где в движении, в танце, оказывается не только человек, но и дом. Синтаксис визуального движения собран из, казалось бы, несвязанных друг с другом сцен. Но именно эта разрозненность является основанием рифмы разрушения и одиночества, движения и статики так, как будто эти понятия — синонимы.
Let's call it
Санкт-Петербург, 2022
Режиссер и оператор: Василий Житлов
Режиссер и хореограф: Майя Селезнева
Танцовщики: ITZA dance company/
Анна Баркалова
Алена Егоркина
Анна Маджарова
Дарина Доронкина
Ирина Глебко
Ирина Шелешнева


11 членов большой семьи собираются за праздничным столом родительского дома. С каждым шагом семейного торжества и новым поданным блюдом, они скользят сквозь череду воспоминаний и конфронтаций, обнажающих звенящую хрупкость их связи и растягивающих пропасть между ним, под неустанным контролем главы семейства.
Ксения Капустина
Мария Попова
Михаил Казаков
Настя Оника
Полина Мунина
Мое место
Санкт-Петербург, 2022
режиссер и оператор: Ольга Крамская
хореограф: Арина Садзик
композитор: Дмитрий Мазуров
исполнители: Анастасия Волкова, Александра Чуркина, Елизавета Чернышёва
Три истории «Моего места» пытаются уловить физическое ощущение единства времени и пространства. Где я в этой системе координат, в точке вселенной, в своей психике, в своем движении? Методом осмысления этого ощущения является принцип контрапункта, где движение, речь, звук, шум, образ рассказывают, казалось бы, разные вещи, но при этом сливаются в единое высказывание.
Новый Икар
Ленинград, 1991
Эдуард Шелганов
История «Нового Икара» — это парафраз древнегреческого мифа в клаустрофобичном стиле. Сам кадр сделан таким образом, что кажется, будто бы зритель смотрит в кинетоскоп (ранние технологии кино). Это приближает фильм к первым показам в истории кинематографа. Интересно воплощена идея полета: как столкновение самого движения и статичного объекта, тела и камня. В этом смысле фильм производит головокружительный эффект.
Соседи
Санкт-Петербург, 2006
видеохудожник: Виктория Илюшкина
танец и хореография: Майя Попова
«Соседи» словно показывают нам давно забытый и тревожный сон, который случайно и неожиданно вспоминается в образах, позах, проемах дверей. В истории нет привычного сопровождения музыки, нет понимаемого нами времени и даже нет героев. Время идет вспять, а шумы скорее оглушают. Удивительным образом обычная сценка в коммуналке ассоциируется с культовой оптикой Дэвида Линча в его сюрреалистическом и даже мистическом сновидении-пророчестве человека о самом себе и своей бытийности.
Танец пустоты
Владивосток, 1993
хореограф-постановщик: Ольга Бавдилович
режиссер-оператор: Глеб Телешев
композитор: Вячеслава Артемова
исполнители: В. Дворецкий, В.Волкогонова, П.Чернякова, Е.Соколова, Н.Козел, Т.Боброва
«Танец пустоты» предлагает зрителю вглядеться в плоский кадр, как в микроскоп, и увидеть жизнь там, где ее, казалось бы, нет. Жизнь выпущенной струи сигаретного дыма так же быстротечна, как и любое движение тела. С одной стороны, движение обладает траекторией и механикой, с другой — невоспроизводимо из-за мимолетности. Движение оказывает гипнотический эффект, и в какой-то момент ловишь себя на мысли, что видишь ожившее стихотворение.
Хореографические миниатюры: Между небом и землей
Санкт-Петербург, 2006
идея: Эльвира Шагаеева, Александр Любашин
оператор: Антон Шипунов
монтаж: Александр Вечеркевич
музыка: А.Н. Скрябин
исполнители: Наталья Рыкова, Александр Любашин
«Между небом и землей» — идеальная история о воплощенном сновидении, где движение приравнивается к случайно выпавшему из крыла ангела перу. А крыша становится местом встречи духовного и физического, в пространстве которого мужское и женское стремится воссоздать друг друга в движении. В определенном смысле фильм цикличен и инверсивен: историю можно начать смотреть с конца и в обратном порядке, наблюдая при этом за трансформацией смыслов.
Altay: confluence one
Новосибирск, 2013
режиссер и оператор: Елена Мучная
хореография и танец: Юлия Долгова
Танец-ритуал, ритуал времени и места. Попытка не слиться со стихией, но стать ею в мимолетности, изменчивости, неуловимости движений. Примечательно, что динамика и статика движений отыгрываются и фоном истории, полуразрушенным домом в горах, чье изменение малозаметно, но неизбежно. Следует обратить внимание и на цветовой акцент фильма — красное платье героини, которое роднится с живым бьющимся сердцем.
Haara
Санкт-Петербург, 2018
идея и хореография: Арина Нагимова
режиссер и оператор: Дина Верютина
исполнитель: Арина Нагимова
музыка: Unlogic Thing
Haara по-фински — это развилка, разветвление, ответвление. А еще зазор между ветвями и между смыслами. Следуя за названием, фильм можно увидеть как намерение авторов постичь суть предмета и даже стать им. Метод глубинного наблюдения за одновременными движениями объекта и субъекта размывает границы между ними, а крупный план не дает увидеть картину в целом, что делает историю фрагментарной, поручая зрительскому восприятию собрать, а значит, соединить человека и ветвь в единое целое.
My dance Your story
Москва, 2010
автор идеи: Александр Андрияшкин, Анна Колосова
оператор и монтаж: Анна Колосова
в кадре: Александр Андрияшкин
Кинотанец вступает в диалог с обычными людьми, предлагая им несвойственную роль критика и эксперта. О чем этот танец для вас? Небольшой танцевальный лейтмотив в начале фильма затем становится лакмусом для случайных прохожих, внезапно открывает удивительные психологические глубины людей и задает интересную тему для осмысления: «Для искусства важен контекст и аура, если этого нет, контекст и аура создаются из ничего».
Officeless
Москва, 2018
авторы идеи: Вероника Шер, Юлия Кушнаренко
режиссёр: Юлия Кушнаренко
хореограф: Вероника Шер
оператор: Роман Малышев
перформеры: SOROKONOG Lab
История мира в 5 главах. Изобличая механический мир офисной жизни, авторы создают для нее новый фон пустынных холмов, тем самым позволяя сюжету свернуть в другое русло. Но система потому и система, что воспроизводит саму себя даже в чуждых условиях. Особым акцентом в этом смысле будет классическая музыка, у которой свое повествование. Это запускает процесс противоречия между формой и содержанием звукообразной системы мира.
Re:name
Москва, 2022
режиссер и оператор: Борис Милованов
хореограф: Raul Martinez
продюсер: Елена Феоктистова
исполнители: Олеся Лемешева, Елена Феоктистова, Татьяна Мельникова, Алена Шутова, Анастасия Соколова
Пять идентичных элементов пытаются найти свою уникальную форму. Их трансформация, как индивидуальная, так и коллективная, в итоге открывает мистические свойства общности: способность к радикальному перевоплощению не только формы, но и пространства. Трансформация кажется непрерывной еще и благодаря пристальному взгляду камеры, вращение которой создает головокружительный эффект.
Маскарад
Екатеринбург, 2018
режиссер: Александра Заяц
хореограф: Илья Манылов
оператор: Владислав Иванов
продюсер: Александра Рахманова, Мария Яблокова
исполнители: Minoga dance company
Танцевальная драма обращается к идее «масочной» культуры, как к способу создать внешние образы-маски в движении, исследуя поведенческие модели и коммуникативные практики общества. Маски в фильме сконструированы тремя элементами: движением, формой и цветом, а люди являются аватарами этих масок, воплощая сюжеты о смеховой культуре.
Aquarius
Санкт-Петербург, 2018
режиссер: Тимофей Жалнин
хореограф: Елена Кузьмина
оператор: Анна Рожецкая
продюсер: Ольга Лансере, Федор Кан
исполнители: Ольга Лансере, Николай Радюш
История волшебного соблазнения гипнотизирует не только героя, но и зрителя. Мифическое существо — водолей — отталкивает и притягивает одновременно, вынуждая героя бороться с собой. Синхронизируясь в движении и перенимая образ водолея, герой оказывается поглощенным стихией и сам становится ею. Хореографическое выражение идеи о трансформации осуществляется через поэтические визуальные рифмы человеческой формы и четырех стихий мира.
Rev
Новосибирск, 2016
автор фильма: Елена Мучная
исполнители: Екатерина Басалаева, Илья Беленков, Ольга Сытник, Александра Сошникова, Сергей Головня, Роман Вологдин, Дарья Седова, Юлия Долгова, Оксана Кашковская, Анастасия Абеляр, Стан Потоку, Александра Шеина, Инна Липовец, Екатерина Санникова, Ксения Популовских, Элина Килинкарова, Дарья Лукина, Леонид Лукин, Дмитрий Лементуев
Визуальный триптих Rev погружает зрителя то ли в ритуал прощания, то ли в процесс перехода из одного мира в другой. Стилистика множественных изобразительных панелей, в которых истории идут внахлест друг с другом, запускает естественное зрительное желание всмотреться более пристально в каждую рамку в надежде ухватить смысл.
Chianti. Ча-ча-ча
Россия/Италия, 1996

режиссер: Павел Семченко (инженерный театра AXE), Антон Адасинский (театр Derevo)
оператор: Павел Семченко
музыка: Николай Судник “ZGA”
актеры: Елена Яровая, Татьяна Хабарова, Алексей Меркушев, Олег Жуковский, Антон Адасинский

цифровая реставрация фильма: Андрей Гладких, фотолаборатория «Окно»

Фильм «Chianti. Ча-ча-ча» можно назвать альманахом танцевального хоррора. Такое первое впечатление он и производит. Вероятно, жанр страшного возник сам собой из попытки совпасть в движении с первыми фильмами, одновременно и запечатлеть движение, и изъять из него некоторые стадии, что создает эффект пугающей неестественности. Но с другой стороны, в этом можно увидеть потребность исследовать механизм кинодвижения: замедление и ускорение, формат кадра, цветокоррекцию, крупность планов и расфокус, малоподвижность камеры — все это напоминает первые эксперименты кинотеории. Но захватывает другое! Авторы идут дальше в своем исследовании и пробуют через кинооптику, киномеханику препарировать движение и его смысл.
VULNERABLE
Москва, 2022
авторы фильма: Алексей Рукинов, Ирина Кононова
оператор: Никита Бондаренко
исполнители: Алексей Рукинов, Ирина Кононова

Vulnerable вызывает прямую ассоциацию с психологической метафорой про дикобразов, которые стремятся взаимодействовать с другими, но всегда ранят себя и других острыми иголками. Особенностью истории становится пространство высказывания: будто бы нейронная система человека с кровотоками и нервными узлами. Ранения будут неизбежны, так же как и неизбежно движение вообще, и физическое, и психическое. Разве что можно замереть на секунду-другую и погладить иголки. Стать уязвимым сознательно, вопреки всему.
Triptix
Санкт-Петербург, 2006
автор идеи: Вера Атлантова, Анастасия Кадрулева
оператор и режиссер: Вера Атлантова
хореография и танец: Анастасия Кадрулева
фильм создан в рамках фестиваля Кинотанец-2006 г.
Принцип триптиха сегментирует реальность в нескольких плоскостях. Рассинхрон по движению, скорости, цвету, оптике запускает механизм дробления единого мира. Такое художественное решение невольно запускает метафору о триединстве образа, который существует и одновременно не существует в разных измерениях, визуализируя притчевую форму.