Фестиваль Bodyscope

Спустя семь лет после того, как основанный Аллой Ковган и Вадимом Каспаровым фестиваль «Кинотанец» в Петербурге прекратил свое существование, в Москве стартует проект Bodyscope. В результате частная инициатива двух художников и энтузиастов танца и кино Вероники Шер и Юлии Кушнаренко превращается в ежегодный фестиваль пластического кино: сотни заявок, конкурс, статус международного смотра, знаковые площадки, включая московский кинотеатр «Иллюзион» и шесть российских городов — от Санкт-Петербурга до Иркутска.
Вероника Шер


Образование, формация:
2009, Институт современного искусства, г. Москва, хореограф; 2023, АРБ им. А. Я. Вагановой, художественные практики современного танца, в настоящее время — аспирант АРБ им. А. Я. Вагановой.

Первая эмоция в кинотанце —
Матс Эк, «Дым», 2000-е годы.

Первые опыты в пластическом кино: ручная камера Sony c кассетами VHS, съемки прохожих, луны, деревьев из окна дома на десятом этаже.


Юлия Кушнаренко


Образование, формация:
Всероссийский государственный институт кинематографии имени С. А. Герасимова (ВГИК), режиссура игрового кино.

Первая эмоция в кинотанце —
«Танго» Карлоса Сауры, 2000-е годы.

Первые опыты в пластическом кино:
пара танцует танго на улице — в рамках практических этюдов в институте.


Художник и хореограф Вероника Шер и оператор Юлия Кушнаренко знакомятся на съемках видеоклипа и решают снять совместную короткометражную работу «Фантомы».

2014 год. Москва. До первого сезона Bodyscope 3 года

В 2013 году я вернулась в Москву доделать дипломную работу на базе ИСИ в соавторстве с композитором Алексеем Епишевым, актрисой, танцовщицей и режиссером Юлей Чекмас. В форму спектакля «Нус» мы поместили живое исполнение Лёши, мою постановку и импровизацию Юли. А потом на этом материале решили сделать видео, которое снимали в студии и которое я смонтировала. Где-то в это время пришла мысль, что это мне близко. К моменту, когда в 2014 году самоорганизовалась пластическая лаборатория под названием «Сороконог», я уже не работала на сцене. Сложилось ощущение, что отношения в диспозиции «ты что-то делаешь, а зритель смотрит живьем» конечны: они не продолжаются, коммуникативный потенциал не накапливается — высказывание случилось и испарилось. Хореографические постановки перестали меня устраивать как что-то, несущее сообщение. Я почувствовала, что медиум кино может это развеять, расширить рамки и привнести новое в высказывание. Приблизительно в это время случай и свел нас с Юлей на съемках музыкального клипа. Юля — режиссер кино, и я предложила сделать вместе фильм. Так родилась наша коллаборация в 10 лет.
Вероника Шер
Фильм «Фантомы» попадает на фестиваль дебютов «Движение».

2016 год. Москва. До первого сезона Bodyscope 1 год

Вероника Шер:


И тогда мы начали думать, а не попробовать ли. Вдохновением для нас стал фестиваль Tribe в Лондоне в 2016 году, куда попали всё те же «Фантомы». Этот проект можно назвать передвижным арт-кластером: попадая каждый раз в новое пространство, он по сути адаптируется к среде и каждый раз включает разные форматы, связанные с пластическим высказыванием, — от живых перформансов до видеоинсталляций, от живописи до кино. Захотелось стремиться к чему-то подобному. Но для начала надо было собрать фильмы для первого показа.


Юлия Кушнаренко:


На фоне остросоциального отечественного короткометражного кино наш пластический фильм несколько изумлял зрителя. Я много ездила по фестивалям короткого метра, и кинотанец в этом контексте был неизвестен. Когда на просмотрах и обсуждениях доходили до «Фантомов», все немножечко терялись и не знали, что спрашивать и что говорить. Та же растерянность случалась и на фестивалях танца и перформанса: помимо постановок «Сороконога», Вероника показывала наши видеоработы. К своему проекту нас подтолкнула мысль, что мы можем создать новую нишу с собственной целевой аудиторией, которая, на первый взгляд, кажется небольшой, но имеет потенциал вырасти.


2017. Москва. Первый сезон Bodyscope

Пресс-релиз, 2017


…Кинематограф не знает границ. Танец тоже. Наша цель — подчеркнуть уникальность и культурную ценность результата слияния двух сфер — фильма, где задача хореографа (артиста, перформера) — передать смысл языком движения, а миссия режиссера — установить связь со зрителем. Вы ставите пластические эксперименты и испытываете интерес к синтетическим формам выражения или, возможно, вы — режиссер, который ищет новый для себя язык? Вам любопытно посмотреть фильмы такого формата и даже принять участие в обсуждении? Тогда показ, безусловно, будет вам интересен! Наш проект приглашает на открытый показ короткометражных работ в жанрах видеоарт, танцфильм, музыкальный клип, видеоэлемент мультимедиаинсталляции, смысловая составляющая которых выражается при помощи движения, пластики человеческого тела.


день
1
фильмов
10
зрителей
50
Страны: Италия, Канада, Россия, Украина
Площадка: Hyundai-центр
2018. Москва. Второй сезон Bodyscope

день
1
фильмов
9
заявок
Площадка: Центр документального кино
Страны: Великобритания, Нидерланды, Россия, Франция, Швеция
Слоган: «Кино, которое понятно каждому»
Лекция «Кинотанец: от Майи Дерен до Вима Вандекейбуса», Вита Хлопова

1.2К
заявок из России
60
На второй сезон у нас сформировалась концепция. К этому времени мы уже определили нашу цель — популяризировать кинотанец, показывать фильмы со всего мира, перезнакомить всех со всеми. В первую очередь нам было важно именно это: делиться со зрителем тем, что интересно нам самим, при этом сохраняя баланс в отношении зрительского внимания, а не узкопрофильного исследования. На второй сезон мы поняли: чтобы знакомить широкую аудиторию с новым языком, нам было необходимо принять серьезное решение: сразу выйти на качественно новый уровень, требующий отбора. Первое время мы очень много искали сами — через каталоги фестивалей, связывались самостоятельно с потенциальными участниками, не вылезали из YouTube или «ВКонтакте». Конечно, в скором времени стало понятно: так мы не придем к нашей цели.
Вероника Шер
Искать фильмы самим или отсматривать только то, что нам присылают друзья и знакомые из узкого круга, не имело никакого смысла с точки зрения репрезентативности. Нужно было организовать профессиональный отбор — для этого мы зарегистрировались на платформе FilmFreeway (веб-сайт, на котором кинематографисты могут представить свои фильмы на сотни кинофестивалей по всему миру) и запустили опен-колл задолго до показов. Правда, сразу столкнулись с проблемой. Нам прислали тысячи фильмов — мы не поставили никакого взноса, поэтому нам отправляли всё подряд: от остросоциального проекта из Ирана до индийской ленты на полтора часа, где за весь фильм один герой сделал небольшой пластический этюд. К четвертому сезону мы уже проанализировали этот недочет и подключили небольшой сбор. Это оказалось хорошим фильтром: мы получали меньше проектов, но они точнее совпадали с нашей концепцией. Потом эти взносы нам очень помогли: фестиваль рос, мы нанимали сотрудников, платили аренду и зарплаты.
Юлия Кушнаренко
2019. Москва. Третий сезон Bodyscope

дня
Площадка: Музей кино
Мастер-класс по работе режиссера и оператора от создателей фильма Solo
Страны: Австрия, Великобритания, Испания, Нидерланды, Россия, Сингапур, США, Финляндия, Франция
Первый приз: «Покидая рай / Ende Eden», режиссер Валентин Стейскал (Valentin Stejskal) (Австрия)
Второй приз: «Энтропия/Entropy», режиссеры Наташа Шинелева, Леша Янков (Lesha Yankov) (Россия)
Специальный приз жюри за режиссерское решение: «Если бы я мог… / I could have…», режиссер Анна Галинова (Anna Galinova)

3
фильмов
19
заявок
600
В рамках нашей цели популяризировать пластическое кино среди широкой аудитории нам было необходимо стимулировать развитие этого жанра в нашей стране, а формат конкурса как раз этому очень хорошо содействует. В состав членов жюри мы пригласили людей, которые работают с движением не только как исполнители или хореографы, но и как режиссеры. Олега Глушкова мы пригласили, так как нам очень близко его видение, его стремление к поиску нового и в театре, и в кино. Елена Фокина работает не только как режиссер и хореограф, но и как исполнитель. У Елены очень четкое представление, как должен выглядеть кинотанец, точнее как не должен выглядеть, что является в кинотанце не просто тривиальным приемом, а уже дурным тоном. Также нам хотелось, чтобы один из членов жюри не работал в жанре кинотанца и не занимался движением в каком-либо его проявлении. Егор Кочубей — оператор-постановщик, который работает в большом кино, мог оценить участников именно с точки зрения кинопрофессии. Для нас было очень важно, что каждый из членов жюри отнесся к своим обязанностям с жаром и «ревностью» (в хорошем смысле).

По каким критериям мы отбирали фильмы для показов? В первую очередь, наличие истории в фильме. То есть где танец существует не сам по себе или как украшение, а где движение является выражением основной идеи автора. Движение или танец должны быть оправданы с точки зрения сюжета. И на самом деле, это может быть не танец в прямом смысле, а скорее какое-то физическое действие, как образ того, что автор хочет показать. У кинотанца есть очень много направлений, нам приходит очень много танцевальных клипов и танцевальных перформансов — и это, конечно, не наша сфера. Мы отбираем именно фильмы, где главное не танец и движение, а история. То есть движение помогает максимально раскрыть эту историю, перевести ее на уровень невербального общения.

Юлия Кушнаренко
2021. Москва — Санкт-Петербург. Четвертый сезон Bodyscope

Площадки: Москва, кинотеатр «Иллюзион»,
Санкт-Петербург, Новая сцена Александринского театра
Партнер: «Кинотанец. Weekend»
Страны: Австралия, Аргентина, Великобритания, Израиль, Испания, Канада, Китай, Нидерланды, Польша, Россия, Финляндия, Швеция, Япония


дня
3
фильмов
19
заявок
340
стран
45
Из того среза, который мы получали в первые сезоны от российских художников, напрашивался вывод, что между кинематографистами и хореографами нет коллабораций. Были красиво снятые фильмы, но с примитивной хореографией, а были примеры, где хореограф поставил хорошую хореографию, но отсутствовал поиск киноязыка. Глобальная проблема была в этом, но где-то к 2021 году парадигма явно изменилась: два мира стали равносильно вовлекаться в процесс.
Юлия Кушнаренко
В 2021 году нам прислали много российского кино, которое очень изменилось по качеству и художественным ценностям. Стали появляться работы, в которых чувствовалось присутствие серьезной команды с привлечением композитора, драматурга, оператора. Были хореографические коллективы, постоянно находящиеся в поле зрения, но именно в процессе проведения фестиваля я заметила, как они стали сотрудничать с кем-то из «другого мира» и у них начали получаться работы на стыке кино и танца. В последние два года существования Bodyscope стали очевидными кинотанцевальные вспышки в поле отечественного пластического кино по всей стране, они подхватывались, и всё постепенно увеличивалось в масштабах.
Вероника Шер
2022, Москва, Санкт-Петербург. Пятый сезон Bodyscope

Площадки: Москва, кинотеатр «Иллюзион»,
Санкт-Петербург, Новая сцена Александринского театра
Партнер: «Кинотанец. Weekend»
Впервые фестиваль выходит в регионы, показы идут в шести городах России: Воронеже, Иванове, Иркутске, Калуге, Новосибирске и Томске.
Страны: Австралия, Великобритания, Италия, Канада, Нидерланды, Польша, Россия, Украина, Финляндия, Франция, Чехия
фильмов
30
заявок
355
стран
48
Практически все пять-шесть лет существования фестиваля художники российского кинотанца брали очень клишированные темы: например, любовь или разбитое сердце. В основном то, что мы видели в отечественном поле, представляло из себя штамп. Мне хотелось большего спектра тем. Но это такой этап становления жанра или формы: сначала работать с лейтмотивом разбитого сердца, потом одиночества с танцами в лесу, затем темы усложняются и обрастают глубокой рефлексией. Мы с Вероникой тоже прошли через это, когда создавали свои собственные работы. Это нормальная эволюция, и всё-таки мне хотелось видеть разнообразие исследуемых тем. Скажем, как рассказать про лицемерие через кинотанец? Чтобы показать такие сложносочиненные проблемы, нужно было прийти к свободе выражения внутри самого языка кинотанца, а это требовало времени.

Последний год в российских кинотанцевальных работах, которые нам присылали, мы заметили намечавшуюся тенденцию обращения к жанру не потому, что это красивая картинка, а потому, что авторы могли пользоваться лексической формой кинотанца. Часть фильмов затрагивала очень сложные темы, но создатели пытались о них говорить не линейно, а уже на кинотанцевальном языке. Кажется, Bodyscope, чья первоначальная цель — популяризация языка, сработал, и мы отчетливо видели свободу владения этим языком. Ее еще было недостаточно, но мы ее ощущали.

Юлия Кушнаренко
Беседовала: Дина Верютина
Текст: Ольга Угарова
Фотоматериалы: из архива фестиваля Bodyscope, из архива Юлии Кушнаренко и Вероники Шер

Фонд содействия развитию балетного искусства Дианы Вишнёвой
Фонд содействия развитию балетного искусства Дианы Вишнёвой был создан в 2010 году. Задачами Фонда являются повышение доступности балетного искусства, популяризация современной хореографии, создание новых балетных проектов, помощь юным артистам и ветеранам сцены. В 2013 году Фонд инициировал создание ежегодного фестиваля современной хореографии Context. Diana Vishneva, который открывает новые имена в современной российской хореографии и проводит смотр самых актуальных хореографических работ. В 2017 году была открыта студия танца Context в Санкт-Петербурге, где проходят занятия и классы как для профессионалов, так и для любителей танца и начинающих танцовщиков. Также Фонд продюсирует издательские, мультижанровые проекты на стыке разных видов искусства, инклюзивные инициативы. Во взаимодействии с образовательными учреждениями Diana Vishneva Foundation создает образовательные курсы, посвященные современному танцу и театру.

Фестиваль Context. Diana Vishneva
Фестиваль Context. Diana Vishneva — это платформа поддержки и развития современной российской хореографии. Основатель — прима-балерина и звезда мирового балета Диана Вишнёва. Фестиваль был создан в 2013 году как креативная лаборатория для молодых хореографов, а также смотр самых интересных и актуальных работ зарубежных танцевальных компаний, незнакомых российскому зрителю. За годы своего существования благодаря Context. Diana Vishneva в России были показаны работы более 40 ведущих мировых хореографов, включая Марту Грэм, Охада Наарина, Кристал Пайт, Иржи Килиана и Матса Эка.

Фестиваль Context был создан Дианой Вишнёвой в 2013 году как трехдневная креативная лаборатория для молодых хореографов. Сейчас это один из самых известных российских фестивалей современного танца. Среди инициатив Context — создание собственных танцевальных проектов, копродукции с театрами и танцевальными компаниями, кросс-культурные события, образовательная программа для профессионального сообщества, опен-колл для молодых хореографов, резиденции, развитие собственной танцевальной группы, мастер-классы для зрительской аудитории, кинопрограмма, издательские проекты и гастрольные туры по России.

Aksenov Family Foundation
Aksenov Family Foundation — международная мультидисциплинарная платформа, стратегическая цель которой — показать и подчеркнуть уникальную роль современной культуры в повседневной жизни.
Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина
Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина — один из крупнейших в России музеев зарубежного искусства, чья коллекция насчитывает около 700 тысяч произведений разных эпох, в том числе уникальные экспонаты импрессионистов и постимпрессионистов из собраний Сергея Щукина и Ивана Морозова.
Андрей Сильвестров
Российский кинорежиссер, продюсер, актер и художник, представитель второго поколения режиссеров параллельного кино, работает на стыке независимого кинематографа и современного искусства. Разрабатывает концепцию коллективного кино, в рамках которой были сняты фильмы «Россия как сон» (2016) и «Облако Волгоград» (2018), альманах «Сны на районе» (2019).