«Три камаринских». Комментарий
к фильму

Феномен российского современного танца отчетливо оформился к середине 1990-х годов: его пионеры и наследники первопроходцев 1980-х годов вовсю работали со своими компаниями и театрами, уже формировали собственный уникальный пластический язык, исследовали родную идентичность и обретали узнаваемое лицо. «Три камаринских» — первый документальный фильм об этом явлении. Его героями стали знаковые хореографы эпохи — Татьяна Баганова, Ольга Пона и Александр Пепеляев.
Татьяна Баганова, Ольга Пона и Александр Пепеляев — легенды для любого, кто соприкоснулся с российским contemporary dance — на практике или в зрительном зале. Вместе с разными культовыми именами, среди которых Евгений Панфилов из Перми, Саша Кукин из Петербурга, Олег Петров из Екатеринбурга, Наталья Агульник из Калининграда, Наиль Ибрагимов из Казани и многие другие новаторы слома эпох, они проложили путь для отечественного современного танца в России. Фильм «Три камаринских», кроме методов и приема работы хореографов, стремится показать их суть: то, как они мыслят, что ими движет и как они существуют внутри и вместе с танцем, внутри и вместе со своей культурой, внутри и вместе со своими корнями.

Авторы документального фильма «Три камаринских» предложили хореографам и их компаниям осмыслить русскую народную плясовую песню «Камаринская» в обработке новосибирского музыкального объединения Nuclear Losь, которое может смешивать всё и вся в «одной электронной корзине» ((с) Nuclear Losь). Съемочная группа следовала по пятам героев в Екатеринбурге, Челябинске, Москве, Таллине, фиксируя творческий процесс — от размышлений и репетиций до финального спектакля, который родился в недрах «Провинциальных танцев» Татьяны Багановой, «Кинетического театра» Александра Пепеляева и Челябинского театра современного танца под руководством Ольги Поны. Премьера фильма состоялась в декабре 2005 года в Москве на закрытии фестиваля российских театров танца «ЦЕХ».
Свой особенный танец Татьяна Баганова ковала на Урале. После окончания хореографического факультета Московского института культуры в 1990 году она стала танцовщицей в только что появившемся в Екатеринбурге театре «Провинциальные танцы». Теперь ее имя неразрывно связано с этим названием. Сначала Баганова пробовала ставить миниатюры, а сейчас ее спектакли, включая культовую «Свадебку», «Кленовый сад» и «Полеты во время чаепития», — золотой фонд и титулованного театра, и российского современного танца. В биографии хореографа — многократные номинации на «Золотую маску», две из них победные, сотрудничество с режиссерами в области оперы («Огненный ангел», «Манон Леско», Большой театр России; «Макбет», Московский музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко), премии на международных конкурсах. В 2013 году Татьяна Баганова единственная была приглашена Большим театром, чтобы поставить «Весну священную» Стравинского для международного проекта «Век „Весны священной“ — век модернизма». Годы работы в театре позволили мастеру разработать свой собственный метод телесной ориентации и подготовки «целостного нового танцовщика».


Татьяна Баганова


Выпускник химического факультета МГУ и факультета режиссуры драмы ГИТИСа Александр Пепеляев пришел в современный танец из мира пантомимы, которым был увлечен еще в университете. Собственный театральный проект «Кинетический театр» он создал в 1994 году после того, как пропустил через себя опыт жизни в Амстердаме. В своем театре Пепеляев синтезировал танец и современный текст, музыку, театр, соединяя пластическое искусство с контекстом времени. Но идеи «Кинетик» были еще шире: «Современный танец — это драматургия событий, объектов, образов, среди которых существует танцующий человек» (Александр Пепеляев). В 2000 году хореограф возглавил как худрук Международный центр танца и перформанса «ЦЕХ». Премии по всему миру, которые получали его постановки, были так же изысканны, как и его стиль: например, «за бесстрашную реанимацию балета» или «за расширение театральных границ». В списке работ Александра Пепеляева — «3 3I3TER3», «Вишневый сад», «Маргарита и Мастер», «Вид русской могилы из Германии», «Рука секунда», «Зигмунд & Фрейд», «Кафе Идиот» и многие другие.



Александр Пепеляев


Сначала одна из икон российского современного танца Ольга Пона училась на автотракторном факультете Челябинского политехнического института, куда поступила за компанию с подругой. Но оказалась в самодеятельном танцевальном коллективе, в результате чего влюбилась в танец и попала на отделение хореографии института культуры. С Челябинским театром современного танца Пона связана с 1992 года. В его стенах хореограф создала десятки спектаклей и миниатюр, а всего в ее судьбе более 30 постановок, в том числе за рубежом, например, по заказу American Dance Festival, парижского «Театра де ля Виль» или немецкого Tanzhaus nrw. Многократный номинант на «Золотую маску», дважды лауреат — в 2001 году за работу «Зарисовки с натуры», в 2003-м — за «Ожидание».

Текст: Ольга Угарова
В качестве фотоматериалов использованы кадры из фильма «Три камаринских»



Ольга Пона


Moving Movie
Проект Moving Movie — это фестиваль-исследование, где участники сосредоточились на феномене движения и его существовании в современном танце и видеоарте. Результатом лаборатории стали серии видеоработ от 7 хореографов и 7 видеохудожников, созданные ими как итог творческого взаимодействия.
Участники:
— хореографы и перформеры Александра Конникова, Татьяна Чижикова, Ольга Цветкова, Александр Любашин, Соня Левин, проект «Онэ Цукер» и танцевальный кооператив «Айседорино Горе»;
— видеохудожники Елена Коптяева, Вик Лащенов, Яна Исаенко, Дина Верютина, Вера Мартынов, Настя Кузьмина и Екатерина Шипилова.

«Кинотанец.weekend»
Фестиваль «Кинотанец.weekend» был запущен на Новой сцене Александринского театра в 2020 году. Сокураторами фестиваля были Ника Пархомовская, Дина Верютина и Елена Лескова. Проект задумывался как международная резиденция, где помимо показов кинотанцевальных работ, в том числе совместно с международным фестивалем Bodyscope, для всех, кому интересны философские и культурологические аспекты явления, проходили паблик-токи, дискуссии, лекции и воркшопы — с ведущими российскими и европейскими исследователями, режиссерами, художниками кинотанца. Всего за время существования проекта (до мая 2022 года) вышло 5 сезонов фестиваля.
Среди международных гостей «Кинотанец.weekend» были специалист по видеотанцу Кати Каллио (Финляндия), исследователь медиаискусства Сара Мюллер (Германия) и режиссер Алла Ковган (США). Главными темами фестиваля становились: «Финский кинотанец» (ноябрь, 2020), «Кинотанец и VR» (апрель, 2021), «Превращая движение в фильм» (октябрь, 2021), «Творчество Аллы Ковган» (январь, 2022), «Пространство для диалога» (май, 2022).