Видеоарт и танец:
из практики художника

Художник и практик современных художественных направлений на стыке жанров и форм Виктория Илюшкина уже больше двадцати лет посвящает себя видеоарту. Одно из ее детищ — фестиваль «Видеоформа», который она проводила в течение нескольких лет вместе с сокуратором Олесей Туркиной. Среди видеообъектов Илюшкиной — работы, где она фиксирует танец и перформанс.
Институт «Про Арте»

В «Про Арте» я училась в начале нулевых. Там я начала осваивать видео, и было очень интересно, включая технические курсы, например, по монтажу, и все курсы по современному искусству. До этого мое образование было сконцентрировано на живописи, и стало любопытным эту картинку перевести в движение, чтобы все двигалось. В тот период мы начали в такой плоскости взаимодействовать с Майей Поповой, танцовщицей и перформером: с ней мы пересекались в художественном училище. В «Про Арте» жизнь отличалась высокой интенсивностью: студенты были с академическим бэкграундом, и мы познавали новое из мира новейших художественных практик. Международные художники объясняли, как они работают и как пришли в свой творческий метод, а тем более как соединять его со своим прошлым опытом живописца. На этих примерах границы мысли расширялись, и мы начинали потихоньку развивать наши новые идеи.

Кинотанец и видеоарт

В музыкально-клиповых видео кинотанец часто встроен очень органично: может отлично взаимодействовать с музыкой и с камерой. Если попробовать дать определение кинотанцу — это кино про танец, красоту пластики движения ракурса. Но внутри него возможен сюжет, чтобы его хотелось посмотреть. Хороший пример — спектакли Пины Бауш, снятые для кинопроката. Напротив, то, что мы смотрим в галерее, видеоарт, всегда отличается свободой трактовки: то есть тебе не диктуют нарратив, а предлагают тему, которую ты можешь интерпретировать сам для себя и придать ей разные смыслы. Такая спорность трактовки, твоих предположений и того, что хотел сказать художник, рождает зазор — в нем и лежит исследовательский импульс. Это не видео в кинозале на отдаленном от тебя экране. Это плазменная панель — большая или маленькая, одна или в формате объемной инсталляции, — которая совсем рядом, и ты чувствуешь взаимосвязь, а может быть, даже взаимодействуешь с происходящим не только телом, но и просто осязанием. В этом интерес.

«Соседи», 2006

«Соседи», как и работа «Кухня», — мой первый полноценный видеоарт. Как-то у нас с Майей возникла идея снять танец в бытовой обстановке — в интерьере обычной кухни. Танец, даже современный, всегда связан с красивыми движениями и телом, а мы стремились противопоставить его обыденности современной жизни. И когда мы стали работать на локации, прибежали все соседи, которых именно в этот момент потянуло в пространство коммунальной кухни: они, будто перформеры, стали бегать туда-сюда и вмешиваться в кадр, потому что дверь была одна, но при этом ни один из них не реагировал на объектив. Потом, когда я просматривала материал, мне стало жалко вырезать это все, и я вмонтировала соседей в наш замысел. А в постпродакшене уже на ощущениях пробовала разные скорости и прочее — никто нам конкретно про это не рассказывал, просто было интересно пробовать и экспериментировать с видеополотном, как и Жене Совенко — с музыкой. Он специально для видео написал интересную вариацию нойза.


«Гнездо», 2008

В работе «Гнездо» мы вместе с танцовщицей Майей Поповой шли не от кино, а от видеоарта. Нам было интересно проживание в реальном времени этого видео. В нем, с одной стороны, есть монтаж, но с другой — важное присутствие. «Гнездо» — это не смена кадра, а все-таки длительное существование Майи в не чуждом ей пространстве, в образе, соединяющем человеческое, животное и женское мятущееся. Меня очень волновала пластика движения и тела, хотя нам и не пришло в голову снять Майю обнаженной — сейчас внутри сегодняшних художественных тенденций обнаженное тело смотрелось бы более актуально. Надо сказать, что «Гнездо», конечно, экранная выставочная работа, которую можно смотреть бесконечно.


Фильм «Cоседи» представлен в Фильмотеке Антологии Российского Кинотанца
Deformation, 2008

В работе Deformation, где звучит музыка новых композиторов, я окунулась в эксперименты с монтажом и деконструировала всё в двухчастную структуру. В процессе создания было очень много вариантов: как все смонтировать между собой, как соединить с музыкой, какие монтажные вставки сделать, что получается в одном примере, что — в другом, как включить звучание текста, которое тоже было для меня важным. Чтобы поработать на контрасте мужественности Артема Игнатьева и нереальности сна, я ставила задачу показать разные отношения с самим собой, борьбу, любовь, злость, понимание. У меня много подобных экзерсисов, но именно этот сложился в цельную работу, в которой мне понравилось состояние, выраженное в движущихся картинах.


Acrobatic Sketch, 2008

Над этими съемками мы работали в сквоте, где жили кинематографисты из Германии. Мы с ними скооперировались: они занимались своим фильмом про Петербург, а мы — своим. Немцы поделились с нами своими эскизами, а Майя Попова придумывала для них перформансы. И потом я их пригласила в наш проект. Зерном идеи была аллегория: женщина есть жизнь, а ванна — лодка жизни. Ребятам предлагалось падать в ванну вместе с дамой. Здесь уже получалась зарисовка такая не столько пластическая, сколько в какой-то степени импровизационная и сюжетная, что сложилось уже потом на монтаже. Помимо этих взаимодействий, я снимала соло Майи, в результате чего получилась такая интенция: ты все равно остаешься с самим собой в этой лодке жизни, кто бы с тобой туда ни падал.



Перформанс и видеоарт

Есть видеоарт как документация перформанса, а есть видеоарт как работа с самим материалом, поверхностью, фактурой изображения, и второе — уже не просто фиксация перформанса, а картина с другим качеством и ощущением, то, что можно смотреть бесконечно, в отличие от перформанса, который сиюминутен, неповторим, происходит здесь и сейчас, он дает заряд, но не позволяет пребывать в нем.

Беседовала: Дина Верютина
Текст: Ольга Угарова
Фото- и видеоматериалы: из архива Виктории Илюшкиной, из архива фестиваля «Видеоформа»



Фонд содействия развитию балетного искусства Дианы Вишнёвой
Фонд содействия развитию балетного искусства Дианы Вишнёвой был создан в 2010 году. Задачами Фонда являются повышение доступности балетного искусства, популяризация современной хореографии, создание новых балетных проектов, помощь юным артистам и ветеранам сцены. В 2013 году Фонд инициировал создание ежегодного фестиваля современной хореографии Context. Diana Vishneva, который открывает новые имена в современной российской хореографии и проводит смотр самых актуальных хореографических работ. В 2017 году была открыта студия танца Context в Санкт-Петербурге, где проходят занятия и классы как для профессионалов, так и для любителей танца и начинающих танцовщиков. Также Фонд продюсирует издательские, мультижанровые проекты на стыке разных видов искусства, инклюзивные инициативы. Во взаимодействии с образовательными учреждениями Diana Vishneva Foundation создает образовательные курсы, посвященные современному танцу и театру.

Фестиваль Context. Diana Vishneva
Фестиваль Context. Diana Vishneva — это платформа поддержки и развития современной российской хореографии. Основатель — прима-балерина и звезда мирового балета Диана Вишнёва. Фестиваль был создан в 2013 году как креативная лаборатория для молодых хореографов, а также смотр самых интересных и актуальных работ зарубежных танцевальных компаний, незнакомых российскому зрителю. За годы своего существования благодаря Context. Diana Vishneva в России были показаны работы более 40 ведущих мировых хореографов, включая Марту Грэм, Охада Наарина, Кристал Пайт, Иржи Килиана и Матса Эка.

Фестиваль Context был создан Дианой Вишнёвой в 2013 году как трехдневная креативная лаборатория для молодых хореографов. Сейчас это один из самых известных российских фестивалей современного танца. Среди инициатив Context — создание собственных танцевальных проектов, копродукции с театрами и танцевальными компаниями, кросс-культурные события, образовательная программа для профессионального сообщества, опен-колл для молодых хореографов, резиденции, развитие собственной танцевальной группы, мастер-классы для зрительской аудитории, кинопрограмма, издательские проекты и гастрольные туры по России.

Aksenov Family Foundation
Aksenov Family Foundation — международная мультидисциплинарная платформа, стратегическая цель которой — показать и подчеркнуть уникальную роль современной культуры в повседневной жизни.
Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина
Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина — один из крупнейших в России музеев зарубежного искусства, чья коллекция насчитывает около 700 тысяч произведений разных эпох, в том числе уникальные экспонаты импрессионистов и постимпрессионистов из собраний Сергея Щукина и Ивана Морозова.
Андрей Сильвестров
Российский кинорежиссер, продюсер, актер и художник, представитель второго поколения режиссеров параллельного кино, работает на стыке независимого кинематографа и современного искусства. Разрабатывает концепцию коллективного кино, в рамках которой были сняты фильмы «Россия как сон» (2016) и «Облако Волгоград» (2018), альманах «Сны на районе» (2019).