Почему помимо практики тебя захватило исследование? Кстати, проект «Антология российского кинотанца» — подтверждение твоего интереса.В 2019 году я ездила в Екатеринбург на воркшоп Сары Мёллер в рамках кинофестиваля «Проба». Там она много рассказывала о течении, которое возникло в среде авангардного кино в Америке 1960-х годов после Майи Дерен. Я тогда перефотографировала журнал FilmDance 1967 года и начала изучать его: переводила каждую страницу, искала имена и фильмы. Я погрузилась сначала в 1960-е, когда перформеры и танцхудожники снимали себя в песке, в воде, на ветру, да как угодно и где угодно, выстраивая структуру своего рассказа, очень увлеклась этим процессом. Для меня буквально открылся новый портал — сначала я завела телеграм-канал, чтобы делиться открытиями, а через пять лет мне захотелось собрать опыт российского кинотанца, так и родилась «Антология».
Твой метод съемки кинотанца изменился за эти годы, что ты занимаешься и практикой, и исследованием? Я поняла, что у меня нет рецепта, как снимать кинотанец. Метод зависит от проекта, идеи, тела. Каждый раз я ищу новый ключ. Например, фильм
Haara 2018 года с Ариной Нагимовой, в основе которого лежит ее перформанс, но это совершенно другое произведение. Я разбирала перформанс на образы, жесты, пытаясь ухватить основное ощущение, обсуждая с Ариной, соответствует ли мое видение ее внутреннему процессу на сцене. Исследование кинотанца помогло мне понять, что это не закрытый жанр, а открытое пространство — для большого игрового, документального, любого кино. Сейчас, после своего короткометражного фильма
«Туман», я как будто бы ухожу в сторону игрового кинематографа, того самого, которым я всегда хотела заниматься. Но благодаря погружению в движение и исследованию кинотанца я по-другому работаю с нарративом и с артистами и теперь больше люблю работать с танцорами, чем с актерами. В следующем фильме, а это уже будет полный метр, соединится все: и кинотанец, и море, и приморское детство, и все методы, которые есть у меня сейчас и которые появятся в процессе.
Что такое кинотанец?Образ, или даже система образов. Меня сейчас захватывает поэтический кинематограф, связанный в первую очередь с этим понятием. И кинотанец для меня тоже форма поэтического, поэзия тела. Рождение образа, который проявляется в синтезе языка телесного и кинематографичного, — и есть самое ценное для меня.
Беседовала: Ольга УгароваТекст: Ольга Угарова Фотоматериалы: Мария Симина, Дина Верютина, Арина Нагимова, кадры из фильмов Дины Верютиной