Танец и кинорежиссура По приезде в США, несмотря на то, что я знала английский в совершенстве, я чувствовала себя неспособной писать сценарии. Поэтому я задумалась о невербальных средствах выражения идей в кино: физической комедии немого кино и Жака Тати; боевых искусствах; хореографии отдельных бытовых движений и, конечно же, танце. В детстве и юношестве я профессионально занималась настольным теннисом и к танцу не имела никакого отношения. В США, открыв для себя Майю Дерен, я решилась привлечь танцоров к работе в кино. Так начался мой киносоюз с танцорами, который продолжается по сей день. Я продолжаю делать все, чтобы дать им возможность сниматься в кино.
Пожалуй, наиболее знаковыми моими работами в области кинотанца стали фильмы
«Нора» (2008) и
«Каннингем» (2019). «Нора» основана на историях детства и юношества хореографа и танцовщицы из Зимбабве Норы Чипаумирэ. С Норой я познакомилась в 2004 г. на съемках документального фильма Movement (R) evolution Africa, соавтором (вместе с Джоан Фрош) и режиссером по монтажу которого я являлась. Мы сразу прониклись друг к другу симпатией и решили сделать фильм, а написав сценарий, пригласили к сотрудничеству британского режиссера
Дэвида Хинтона, известного по картинам с DV8 Physical Theatre (Dead Dreams of Monochrome Men, Strange Fish). В 2006 году я привозила Дэвида на фестиваль «Кинотанец». Мы очень быстро нашли общий язык и искали повод для работы вместе. Это был удивительный процесс, потому что мы полностью доверяли и читали мысли друг друга. Но были и некоторые нюансы: Дэвид из Великобритании, страны — колонизатора Зимбабве, и во время съемок у Норы возникали разные неприятные воспоминания детства. Конечно, ничего личного никто против друг друга не имел, но все равно чувствовалось напряжение. Еще я помню, что не боялась разрешать мизансцены в одном кадре. А Дэвид все время настаивал на дополнительных кадрах, чтобы было надежнее и больше выбора при монтаже. Конечно же, он был прав. Я в свою очередь удивляла Дэвида, когда требовала снять кадры с природой — живописные картины с манго, цветами и растениями. Дэвид не верил, что они нам пригодятся. Тем не менее они нас реально спасли в одной из сцен при монтаже. При монтаже мы почти не спорили. В целом это был потрясающий опыт. «Нора» в каком-то смысле меня окрылила и помогла мне проверить многие мои идеи на практике с отличной командой (Нора, Дэвид и наш оператор-постановщик Мко Малхасян). У этого фильма до сих пор своя жизнь. Хотя все контракты по прокату давно закончились, нам все время пишут с просьбой включить «Нору» в разные кинопрограммы по всему миру. Дэвид никогда ни с кем не работал в режиссерском тандеме и, наверное, как и я, впервые не чувствовал себя в одиночестве со своими мыслями о кино и танце. Несмотря на то, что наши дальнейшие пути разошлись, мы остаемся коллегами и друзьями.