Колыбель кинотанца: основные концептуальные модели в исследованиях танца на экране

Как феномен культуры, кинотанец сформировался во второй половине XX века в ходе междисциплинарных художественных процессов на стыке экспериментального кино, хореографии и танцевального перформанса. Статья посвящена ключевым концептуальным моделям в изучении кинотанца, которые возникли в том числе благодаря кинематографическому опыту практика и теоретика авангарда Майи Дерен.

Вероника Шер

Становление кинотанца как практики и дисциплины связано с множеством процессов в истории взаимодействия двух медиумов. Идеи, которые лежат в основе этих процессов, были сформулированы режиссером Майей Дерен в середине ХХ века. В одном из текстов небольшого сборника «Анаграмма идей об искусстве, форме и фильме» практик и теоретик экспериментального кинематографа, а также убежденная гуманистка Майя Дерен рассуждала: «Динамическое манипулирование отношениями между киновременем и кинопространством (и, возможно, кинозвуком) может создать особый интегрированный комплекс: форму фильма» 1. Она представляла миссию кино как формы искусства в возможности выразить, пережить и даже решить в миниатюре проблемы отношений человека с внешним миром через особую способность кино — проецировать мир внутренний. Дерен творила в среде независимого кинематографа: без бюджета и дорогостоящего технического оборудования. Вместо профессиональных актеров героями ее фильмов становились друзья: художники, музыканты, танцовщики, хореографы. Самые известные работы режиссера сняты в природных локациях с использованием естественного освещения на 16-мм кинопленку. В своих короткометражных работах 2 Дерен часто обращалась к возможностям движения камеры и теоретизировала субъективность такого движения, призывая авторов к свободным проявлениям своих идей: «Еще не построен штатив, который превзошел бы чудо движения на сложной системе опор, суставов и мышц, какой является человеческое тело» 3. Отправной точкой художественных поисков Дерен всегда становились встречи с другими художниками как поле для сотворчества.

Например, одна из самых успешных кинокартин «Послеполуденные сети», что называется, проба пера — это фильм, который был снят супругами Майей Дерен и Александром Хаммидом (Александр Хакеншмид) «в 4 руки». Александр, на тот момент действующий режиссер, оператор, монтажер и продюсер собственных фильмов, предстал соавтором, партнером и в определенной степени учителем для Дерен: «Фильм является результатом одного из тех идеальных проектов, в которых идея, выдвинутая одним человеком, спонтанно принимается другим или немедленно пересматривается и отвергается обоими» 4. Кинолента призвана раскрыть «внутреннюю реальность человека», а именно механизмы работы подсознания, способного развивать, интерпретировать и превращать, казалось бы, простые и случайные события в особой силы эмоциональный опыт. Используя кинематографические приемы для приведения в движение неодушевленных предметов, авторы создали особую фильмическую реальность, которая, хотя и основана в некоторой степени на драматической логике, может существовать только в фильме.
Плодотворным сотрудничеством обернулась встреча с Хеллой Хейман, которая выступила в роли оператора фильмов «На берегу» и «Ритуал в преображенном времени». В киноленте «На берегу» целостность драматических линий постоянно разрывается, вместо них обнаруживаются кинематографическая связность и целостность. Фильм выстроен как вселенная, в которой пространства сменяют друг друга, а расстояния сокращаются или увеличиваются. Индивидуум, единственный непрерывный элемент в этой вселенной, приближается к чему-то только для того, чтобы по прибытии обнаружить нечто совершенно иное. Это мифологическое путешествие — прообраз ХХ века. Ощущение активной, текучей вселенной достигалось главным образом благодаря одному приему: когда какое-то движение начинается в одном месте и завершается в другом. Таким образом, целостность человеческого движения использовалась для объединения разнородных пространств.

Этот же прием будет использован в следующем фильме «Этюд/упражнение Талли Битти в хореографии для камеры», совместной работе танцовщика Талли Битти и Дерен-режиссера и оператора. В этом трехминутном опусе кинематографическое пространство «само становится активным элементом танца, а не местом, в котором происходит танец» 6. Дерен определила движение фильма в данной работе как область «совместной ответственности» танцовщика, оператора и монтажера. «В результате получается кинотанец (dancefilm), который невозможно исполнить, кроме как в кино», — написала Дерен, анализируя художественный опыт работы над фильмом, и вывела кинотанцевальную формулу. Кинотанец — это сумма разного рода движений: исполнителя, камеры и манипуляций при монтаже.

Позже Дерен так описала свой интерес, который привел к художественным коллаборациям и экспериментам с киноформой: «Моя работа представляет собой исследование кино, а не достижение заранее намеченной цели. Меня интересуют именно те аспекты и методы кино, которые еще не определены и редко используются» 7. Она выделяла среди прочего способность кино создавать новые реальности самыми простыми средствами, при помощи воображения и изобретательности: «Прежде всего, кино состоит из волшебного ока — того, что воспринимает и раскрывает чудесное во всем, на что оно смотрит» 8. Камера в фильмах Дерен не только следует за жестами и взглядами персонажей, но и сама является воплощенным взглядом, задает движение фильма, стремится запечатлеть в кадре спонтанное, непредсказуемое действие. Развивая возможности операторской работы и изобретая язык выражения «внутренней реальности», Дерен намечала в своих текстах перспективы особой формы фильма, близкой к поэзии в части «экономии высказывания» и нелинейного построения образа.
Кинематографический опыт Майи Дерен
Исследовательница творчества Майи Дерен Эрин Брэнниган 9 определила такой подход к созданию кинематографических последовательностей как стратегию вертикальности в практике режиссера. Визуальные образы в кинолентах Дерен не имеют линейного подчинения, а образуют сгустки метафор, которые разворачиваются вглубь, то есть по вертикали. Сам по себе образ словно сжатый архив способен раскрываться на разных смысловых слоях. «Кино сравнимо с поэзией, где, сопоставив несколько слов, можно создать комплекс значений» 10, — отмечала Дерен.

Кинокартины Дерен направлены на выражение субъективных состояний. Но понятие субъективности в данном случае сложное и сочетается у Дерен с другой стратегиейдеперсонализации, когда персонаж становится множеством или подменяется другими, а также наоборот, когда множество персонажей и их жестов составляют макрообраз в едином ритуальном действе. Обращение Дерен к ритуалу раскрывает субъект как часть целого, выводя его за пределы личности. В данном случае деперсонализация означает не распад, а наоборот — расширение. В фильме «Полуденные сети» идентификация субъективности постоянно смещается с первого на третье лицо: героиня будто во сне встречается с собой, этот сюжет повторяется и разрешается в кульминации с открытым финалом. В известной сцене из другого фильма, «На берегу», где героиня Дерен идет по грунтовой дороге в сопровождении сменяющих друг друга собеседников, работа камеры и монтаж позволили представить эту сцену как сплав из многих встреч с разными людьми в едином потоке беседы-по-пути. В более позднем кинотанцевальном фильме Дерен «Размышление о насилии» движение камеры соединяется с движениями тела персонажа, позволяя танцу случиться между оператором и перформером. Это также своего рода выход за пределы модели «субъект – объект». Для Дерен связь камеры с телом стала средством фиксации психосоматического опыта и преодоления различий между субъектом и объектом в контексте изображения тела на экране.
Вдохновившись работой над первым фильмом, Дерен практически сразу приступила к реализации следующей задумки. Кинокартина «Колыбель ведьмы» (не была закончена и существует в виде склейки части отснятых эпизодов) снималась в пространстве галереи, где была представлена экспозиция работ Фредерика Дж. Кислера и других художников того времени. Вот что написала Дерен о съемочном процессе, героями которого стали Марсель Дюшан и Энн Матта Кларк: «Эта попытка сделать фильм самостоятельно — срежиссировать, снять и осветить его без какой-либо помощи и предварительного опыта — послужила неоценимым уроком. В первом фильме задача освещения и съемки таким образом, чтобы воплотить на экране задуманное видение, легла на моего мужа. В ходе этого второго фильма я на собственном опыте начала понимать, насколько важна каждая деталь в фильмах, которые полностью полагаются на визуальный образ для передачи смысла и непрерывности, а не на какой-то сюжет, стоящий за изображением» 5. По воспоминаниям Дерен, она ощутила разницу между иллюстрацией словесной идеи и изображением, которое содержит в себе такой комплекс идей, что для его описания могут потребоваться сотни слов. В этом заключается концепция «кинематографической магии», которую Дерен развивала в своих следующих работах с точки зрения пространства и времени.
Обращение Дерен к ритуалу раскрывает субъект как часть целого, выводя его за пределы личности
Ключевые концепции в современных исследованиях танца на экране
“The Very Eye of Night” by Deren, Maya, 1958
“Meshes Of The Afternoon” by Deren, Maya, 1943
“The Witch's Cradle” by Deren, Maya, 1943
“Ritual in Transfigured Time” by Deren, Maya, 1946
Можно сказать, что фильмы Дерен построены вокруг переплетения субъективного и объективного посредством ритуализации и повторений. Последнее — прием в рамках стратегии стилизации жеста, которая включает в себя различные действия с отдельными движениями в процессе съемки и при монтаже. Так, в фильме «Ритуал в преображенном времени» «Дерен осуществляла кинематографические манипуляции с пространством и временем, а непрерывность повествования обеспечивалась использованием повторяющихся жестов» 11. Дерен экспериментировала с возможностями такого способа кинопроизводства, который использует телесность для трансляции опыта за пределы конкретной личности — не только для исследования множественной и изменчивой субъективности, но и в качестве альтернативного способа получения опыта и осмысления бытия в мире посредством кино.

Кинематографический опыт Дерен и ее усердие в том, чтобы теоретизировать и таким образом зафиксировать часть творческого процесса, предвосхитили современный исследовательский бум в этом направлении и способствовали разворачиванию новых поисков. Тезисы режиссера послужили основой для ключевых концепций кинотанца. Стратегии киноперформанса (вертикальности, деперсонализации и манипуляции жестом), которые использовала Дерен, позволили рассматривать опыт режиссера в контексте кинотанцевальных исследований как пример междисциплинарной практики, осуществляемой художниками в сотворчестве с применением гибридных подходов для работы с движением, а также как особую форму художественного высказывания.
В течение последнего столетия во взаимодействии танца и кино возникло множество форм. В основном они отличаются текучестью границ, в связи с чем возникают сложности в их определении. Исследовательский азарт относительно данного вопроса послужил формированию отдельной области изучения отношений танца и кино: Screendance Studies. В этой области можно выделить ряд теорий, которые стремятся ответить на следующие вопросы: «Что такое танец во взаимодействии двух медиумов?» и «В каких отношениях находятся тело физическое и кинематографическое (тело на экране)?» Шеррил Доддс 12 в книге «Танец на экране. Жанры и медиа: от Голливуда до экспериментального искусства» 13 представила собственную теорию видеотанца с фокусом на изображении танцующих людей на экране телевизора. Эрин Брэнниган в монографии «Кинотанец: Хореография и движущееся изображение» 14 глубоко осмыслила термин dancefilm, который был впервые использован при описании кинотанцевального опыта режиссером Майей Дерен. Брэнниган представила этот термин в контексте истории взаимодействия танца и кино, а также с точки зрения философии. Дуглас Розенберг 15 в своей книге «Экранный танец: вписывая эфемерный образ» (Screendance: Inscribing the Ephemeral Image, 2012) сконцентрировался на кинематографических принципах, теории и истории кино в целом и анализе избранных кинотанцевальных фильмов в частности. Наконец, Анна Хайвэй 16 обосновала теорию радикального экранного танца нечеловеческого в одноименной статье «Понимание танца в радикальном кинотанце». Эта теория выходит за рамки условия, при котором танец на экране определяется наличием танцующего человека в кадре, вплоть до описания кинематографических манипуляций со статичными предметами, «кинетически управляемой точкой» 17. Хайвэй предположила, что при анализе работ недостаточно опираться только на видимое исполнение танца в кадре. Она выделила важность «исследовательского подхода, который позволяет изучить потенциал отношений между танцем и кинематографией» 18, а именно анализа практик кинотанца до фильма. Она рассмотрела этот вопрос с точки зрения подходов, которые используются в практиках кинотанца: хореографического и соматического. Оба подхода имеют отношение к хореографии, но в первом случае она создается для тела (привносится извне), а во втором — происходит из тела («внутреннего состояния» 19).
Работа Майи Дерен на стыке теории и практики явилась катализатором для исследований взаимодействия танца, кино, видео и перформанса. Междисциплинарность — характерная черта кинотанца как формы художественного взаимодействия, описанная в текстах Дерен. Именно эта черта определяет гибридность подходов к созданию синтетического языка. Наследие режиссера имеет большое значение для формирования теоретической и практической баз кинотанца, однако анализ подходов к изучению явления показал, что подавляющее большинство теоретиков принимают во внимание весь опыт мирового кинематографа, от первых экспериментов до новейших изобретений. В исследованиях кинотанца можно выделить два аналитических направления, на которых базируются ключевые концепции кинотанца: изучение кинохореографий, созданных в разные периоды в истории кинематографа (анализ фильмов), и изучение стратегий киноперформанса (анализ практик). В связи с тем, что основная аналитическая работа проводится в отношении произведений разных периодов в истории кино, видится важным изучить, какие еще направления анализа можно использовать в исследованиях кинотанца. Необходимы практико-теоретические исследования для разработки методологии в изучении авторских стратегий, практик кинотанца в образовательном процессе, зрительского опыта и коммуникативного потенциала кинотанца.

Понимание танца в кинотанце как движения вообще, связанного не только с человеческим телом, но и средой вне его границ, существует в качестве распространенного мнения у современных деятелей и исследователей кинотанца. Но что, если поменять в этом вопросе предмет и объект местами: что такое кинотанец относительно актуального и виртуального пространств танца? Танец, совершаясь в актуальном, с одной стороны, обращается к опыту, а с другой — стремится к непрожитому, которое на самом деле никогда не достижимо. Преодолевая время в пространстве, а пространство во времени, танец есть перманентное состояние перехода. Но как только движение осуществляется, непрожитое отдаляется. Кинотанец — такое состояние танца, которого не может быть в актуальном, но которое можно прожить в течение фильма. Вероятно, эта мысль снова приближает нас к изысканиям Майи Дерен.

1 Deren M. An Anagram of Ideas on Art, Form and Film. New York : Alicat Book Shop Press, 1946. P. 51.
2 Meshes of the Afternoon («Послеполуденные сети», 1943), Witch's Cradle («Ведьмина колыбель», 1943), At Land («На берегу», 1944), А Study in Choreography for Camera («Этюд/ упражнение в хореографии для камеры», 1945), Ritual in Transfigured Time («Ритуал в преображенном времени», 1945–1946), Meditation оn Violence («Размышление о насилии», 1948), The Very Еуе of Night («Неотступный взгляд ночи», 1952–1955 (выпущен в 1959) и другие.
3 Deren M. Essential Deren: Collected writings оn film. New York : Mc Pherson, 2005. P. 18.
4 Deren M. Magic is new // Deren М. Essential Deren: Collected writings оn film. P. 197–207.
5 Deren M. Magic is new // Deren М. Essential Deren: Collected writings оn film. P. 197–207.
6 Deren M. Magic is new // Deren М. Essential Deren: Collected writings оn film. P. 197–207.
7 Deren M. Magic is new // Deren М. Essential Deren: Collected writings оn film. P. 197–207.
8 Deren M. Magic is new // Deren М. Essential Deren: Collected writings оn film. P. 197–207.
9 Эрин Брэнниган (Erin Brannigan) — педагог Института Южного Уэльса, теоретик и куратор, занимается академическими исследованиями в области танца и кино, входит в редакцию The International Journal of Screendance, является членом международной сети Performance Philosophy, входит в исследовательскую группу Espas (Esthétique de la Performance et Arts du Spectacle) в Panthéon Sorbonne (Париж).
10 Deren M. An Anagram of Ideas on Art, Form and Film. P. 51.
11 Кривошея В. С. Стратегии киноперформанса и идеи Майи Дерен о создании кинотанца // Международный журнал исследований культуры. 2022. № 3 (48). С. 83.
12 Шеррил Доддс (Sherril Dodds) — профессор танца в Университете Темпла, исследовательница, автор текстов о танце на экране.
13 Dodds S. Dance on Screen: Genres and Media from Hollywood to Experimental Art. Basingstoke : Palgrave Macmillan, 2001. 196 p.
14 Brannigan E. Dancefilm: Сhoreography and the moving image. New York : Oxford University Press, 2011. 224 p.
15 Дуглас Розенберг (Duglas Rosenberg) — практик и теоретик кинотанца, главный редактор журнала The International Journal of Screendance.
16 Анна Хайвэй (Anna Heighway) — доктор философии в Школе искусств и цифровых индустрий (Англия), исследовательница кинотанца.
17 Heighway A. Understanding The «Dance» In Radical Screendance // The International Journal of Screendance. 2014. December. Vol. 4. P. 45.
18 Heighway A. Understanding The «Dance» In Radical Screendance // The International Journal of Screendance. 2014. December. Vol. 4. P. 45.
19 Heighway A. Understanding The «Dance» In Radical Screendance. P. 54.