Плодотворным сотрудничеством обернулась встреча с
Хеллой Хейман, которая выступила в роли оператора фильмов «На берегу» и «Ритуал в преображенном времени». В киноленте «На берегу» целостность драматических линий постоянно разрывается, вместо них обнаруживаются кинематографическая связность и целостность. Фильм выстроен как вселенная, в которой пространства сменяют друг друга, а расстояния сокращаются или увеличиваются. Индивидуум, единственный непрерывный элемент в этой вселенной, приближается к чему-то только для того, чтобы по прибытии обнаружить нечто совершенно иное. Это мифологическое путешествие — прообраз ХХ века. Ощущение активной, текучей вселенной достигалось главным образом благодаря одному приему: когда какое-то движение начинается в одном месте и завершается в другом. Таким образом, целостность человеческого движения использовалась для объединения разнородных пространств.
Этот же прием будет использован в следующем фильме «Этюд/упражнение Талли Битти в хореографии для камеры», совместной работе танцовщика Талли Битти и Дерен-режиссера и оператора. В этом трехминутном опусе кинематографическое пространство «само становится активным элементом танца, а не местом, в котором происходит танец»
6. Дерен определила движение фильма в данной работе как область «совместной ответственности» танцовщика, оператора и монтажера. «В результате получается кинотанец (
dancefilm), который невозможно исполнить, кроме как в кино», — написала Дерен, анализируя художественный опыт работы над фильмом, и вывела кинотанцевальную формулу. Кинотанец — это сумма разного рода движений: исполнителя, камеры и манипуляций при монтаже.
Позже Дерен так описала свой интерес, который привел к художественным коллаборациям и экспериментам с киноформой: «Моя работа представляет собой
исследование кино, а не достижение заранее намеченной цели. Меня интересуют именно те аспекты и методы кино, которые еще не определены и редко используются»
7. Она выделяла среди прочего способность кино создавать новые реальности самыми простыми средствами, при помощи воображения и изобретательности: «Прежде всего, кино состоит из волшебного ока — того, что воспринимает и раскрывает чудесное во всем, на что оно смотрит»
8. Камера в фильмах Дерен не только следует за жестами и взглядами персонажей, но и сама является воплощенным взглядом, задает движение фильма, стремится запечатлеть в кадре спонтанное, непредсказуемое действие. Развивая возможности операторской работы и изобретая язык выражения «внутренней реальности», Дерен намечала в своих текстах перспективы особой формы фильма, близкой к поэзии в части «экономии высказывания» и нелинейного построения образа.