Несмотря на то, что кино и танец шли рука об руку с самого момента появления кинематографа в конце 19 века, кинотанец как осознанный и все еще осмысляемый жанр — слишком молодое явление, чтобы уверенно говорить обо всех его характеристиках или в принципе давать ему четкое определение. Даже собственно российское наименование этому искусству было дано только в начале нулевых исследовательницей, куратором и режиссером
Аллой Ковган. Этому тоже есть логичное объяснение: именно с приходом нулевых начало оформляться пристальное внимание российских исследователей, режиссеров, хореографов и кураторов к этому жанру. Сегодня кинотанец — это скорее поле важных вопросов, которое можно и нужно очертить и таким образом попытаться понять, что же он из себя представляет, что отличает конкретно российский кинотанец, как далеко он продвинулся в своей «самости».
C точки зрения кинокритика, пожалуй, самое интересное в кинотанце — это анализировать то, какие способы выбирают хореограф и режиссер для воплощения визуальной и хореографической задачи, чем они принципиально отличаются от средств собственно кино. Например, как создатели кинотанца избавляются от диалогов как от чего-то обременяющего и заменяют их пластикой и чистым движением, которые становятся равноценны вербальному. К слову, эта особенность, на самом деле являющаяся принципиально важной, роднит кинотанец с так называемым «авторским», или «артхаусным кино», в котором режиссеры также могут обходиться без диалогов для того, чтобы раскрыть внутренний мир героев, делая это через цвет, свет, положение камеры, монтаж, etc. Какие метафоры выбираются хореографом и режиссером для того, чтобы рассказать историю (если в рассказывании истории вообще есть необходимость)? Как происходит слияние опытов хореографа и режиссера и/или оператора и вообще возможно ли оно полностью? Ведь без этого органичного слияния и творческого взаимопроникновения кинотанец «развалится» на два слова, его составляющие. Может (и должен ли) режиссер кинотанца быть одновременно его хореографом, и наоборот? Размышляя над этими вопросами, можно определить путь, куда и как именно двигаться дальше в разговоре о кинотанце для человека, имеющим дело с этим жанром впервые.