Фабрика эксцентрического актера (ФЭКС) была основана в 1921–1922 годах в Петрограде. Возглавили студию ФЭКС
Григорий Козинцев и Лев Трауберг, некоторое время с ними также работали Георгий Крыжицкий, Сергей Эйзенштейн и Сергей Юткевич. Юные, страстные и одержимые, «фэксы» начали с манифеста, в котором утверждалось, что искусство должно отвечать бурной противоречивой эпохе ХХ века и что необходимо создать нечто новое и невиданное в противовес старому и затхлому. «Фэксы» действительно искали новую систему и методы работы. Как точно заметил историк Михаил Блейман: «Вместо того чтобы рыть яму театру, „фэксы“ стали рыть фундамент для кинематографа»
14.
Под эксцентрикой «фэксы» подразумевали сочетание цирковой клоунады, физических трюков и танцев мюзик-холла с ритмами современного города, а также необычность и неординарность изобразительных приемов, неожиданность сопоставлений и изобразительных метафор, которые в буквальном смысле должны были оказывать поражающее воздействие на зрителя. Можно сказать, что монтаж аттракционов Эйзенштейна вырос именно из ФЭКСовской школы.
Для реализации своих задач «фэксам» было необходимо подготовить актеров с высокой степенью выразительности тела и мимики, которые были бы способны полностью заменить слова жестом и движением тела. В тренировочную программу «фэксов» входили следующие предметы:
— КИНО-ЖЕСТ (четкое движение, эмоциональный тренаж, выработка кинотипов);
— КИНО-ГРАМОТА (история, теория, практика и техника мировой кинематографии, киножанры; футуризм, литература, театр);
— АКРОБАТИКА (трюки для кино и цирковое искусство);
— БОКС (различные виды бокса, вольный бой, джиу-джитсу, фехтование);
— ТАНЕЦ (походка, ритм африканского танца, эластичность движения);
— ПОЛИТ. ГРАМОТА (социология искусства, экономика, конституция и др.)
15.
Неудивительно, что четыре из вышеуказанных предметов относятся к физическому и ритмическому развитию актеров. «Акробатику вели француз Арман(д) и итальянец [Антонио] Цереп — дуэт прыгунов-каскадеров, а танец — знаменитые артисты цирка и эстрады Арнольд Арнольд и Александр Александров-Серж»
16.
Параллельно с движением «фэксов» происходила революция в танцевальных студиях городов бывшей Российской империи. Студии лирического танца модерн уходили на второй план. А на первом зазвучали новые идеи: движения актера в театре и рабочего на заводе подчиняются одним законам, а жесты повседневной жизни — тоже танец. Всеволод Мейерхольд создал биомеханику, Николай Фореггер — «танцы машин» и «танцевально-физкультурный тренаж», Ипполит Соколов — «Тейлор-театр», Евгений Яворский — «физкульт-танец», а Мария Улицкая — «индустриальный танец»
17. Более того, в 1920-е годы делаются первые попытки описать и определить принципы взаимодействия танца с визуальными искусствами: по инициативе Василия Кандинского образовалась Хореологическая лаборатория Александра Сидорова, основной задачей которой стало освоение различных способов фиксации движения или танца.
Все эти веяния отразились на исполнителях, примкнувших к «фэксам». Большинство из них имели либо танцевальное, либо цирковое, либо спортивное образование. Янина Жеймо с трех лет занималась цирком; Зинаида Торхоновская блистала в постановках модерна Касьяна Голейзовского и Льва Лукина; Людмила Семенова — танцевальная звезда эстрады. Неизвестно, где Сергей Герасимов учился танцу, но согласно киноведам, в ФЭКСе он танцевал лучше всех
18.
Всего «фэксы» сняли шесть фильмов, из которых только четыре сохранились: «Чертово колесо» (1926), «Шинель» (1926), «С.В.Д» (1927) и «Новый Вавилон» (1929). Режиссерами всех фильмов были Григорий Козинцев и Леонид Трауберг. Они же являлись и кинохореографами. В творческом дуэте Козинцеву, который тяготел к литературе и живописи, отводилась роль драматурга, а Траубергу, который не мог жить без музыки
19, — постановщика-ритмика. Именно Трауберг пригласил в качестве композитора Дмитрия Шостаковича, который во многом и определил характер фильмов тандема.