В 1990-е годы во Франции возникло интеллектуальное движение современного танца, получившее название non-dance — «не-танец». Лидер этого инновационного направления —
Жером Бель (1964), проекты которого нередко называют «концептуальными танцами». Жером Бель — выпускник Национального центра современного танца в Анже (1985). Танцевал в постановках Анжелена Прельжокажа, Режиса Обадиа, Даниэля Ларрьё. Ассистировал режиссеру и хореографу Филиппу Декуфле при постановке церемоний Зимних Олимпийских игр в Альбервиле (1992). В 1995 году Жером Бель придумал один из самых радикальных своих «не-танцев» — спектакль «Жером Бель». Это было торжество экономии: никаких декораций (голая сцена), костюмов (все четыре перформера были обнажены), световых эффектов (движения перформеров в темноте подсвечивались тусклым светом одной лампочки). Стоя перед зрителями, перформеры тщательно исследовали свои тела — касались разных частей, щипали, гладили, рисовали… Тем самым они создавали ситуацию, в которой танцевало сознание зрителей.
В 2012 году Бель поставил спектакль Disabled Theater для инклюзивной труппы Hora из Цюриха, все артисты в которой имеют подтвержденную неспособность к обучению. Наиболее доходчиво главную идею творческих поисков Жерома Беля сформулировала актриса Валери Древиль: «Жерома интересуют люди, то, что они излучают». Валери Древиль — героиня проекта Жерома Беля «Танцы для актрисы» (2020). У нее нет профессионального хореографического образования, в «Танцах…» Древиль пытается исполнять сочинения признанных авторов — Пины Бауш, например, или основателя японского танца буто Кадзуо Оно. Рассказывает о своем танцевальном опыте, репетициях с Белем.
«Танцы для актрисы» проверяют предположение Жерома Беля, что некоторые хореографические хиты могут быть полностью переосмыслены посредством импровизации. Кроме Валери Древиль, в этом «лабораторном» проекте участвует актриса Йоланте де Кеерсмакер (2021), сестра знаменитого хореографа и танцовщицы Анны Терезы де Кеерсмакер. Кстати сказать, с Анной Терезой де Кеерсмакер Жером Бель тоже успел поработать: в 2008 году придумал для нее 3Abscheid — постановку, в которой она рассказывает о своих взаимоотношениях с музыкой Густава Малера, танцует и даже поет Abscheid — «Прощание», последнюю часть из малеровской симфонии «Песнь о земле». В серии «портретных» проектов Жерома Беля, названных именами танцовщиков, главных героев этих моноспектаклей, — «Вероника Дуано» (2004), «Седрик Адриё» (2009), «Лутц Фёрстер» (2009), — исполнители откровенно рассказывают о себе, своем отношении к танцу, телу, профессии. В 2019 году серию впервые дополнил «портрет» уже умершей танцовщицы — Айседоры Дункан (спектакль поставлен для танцовщицы Элизабет Шварц).
«Для меня театр — это возможность увидеть то, что обычно не видишь, то, что скрыто, скрыто от глаз. Театр, который показывает то, что мы знаем наизусть, который не рискует в спектакле, который не ставит спектакль под сомнение, который не доводит спектакль до предела, меня не интересует. Если мы не идем в театр, чтобы подглядывать за тем, что запрещено видеть, я не понимаю, зачем мы туда идем», — говорит Жером Бель.