Обнаженное тело Ольги Цветковой
Ольга называет себя амбассадором голого тела в России. В своей видеоработе, снятой во время пандемии, «Танец реальности», в одном из эпизодов она лежит обнаженной на берегу Финского залива: так они вместе с кинооператором и фотографом Екатериной Малыгиной «охотились за реальностью» и давали глоток вдохновения людям, которые не могли выйти из своих домов.
В истории искусств и культуры во всем мире все давно разделись и обратно оделись, а мы пока все еще показываем обнаженное тело через телесную одежду. И вот это для меня любопытно: перейдем ли мы в российском танце когда-нибудь этот рубеж. Я не исследую эротичность голого тела — мне интересна его чистота. Это чувствует и зритель: в силу того, что в моих работах, сценических или видео, нет манифестации определенного гендера через обнаженность и эротику, то и публика не подключается на этом уровне, а участвует в ином поле. Я как перформер не тяну эти контексты, и зритель не чувствует их. Для меня голое тело — чистый холст. Мои видео, где участвует обнаженное тело, вообще очень эстетизированы. Мне кажется, они еще проще воспринимаются, потому что нет соприсутствия человека рядом с обнаженным телом.
В работе «Танец реальности» мы видим женское тело, но оно даже не примеряет на себя роль гендера — перед нами полотно, на котором мы рисуем тенью, листьями, водой. Камера не фиксирует голое тело со всех сторон: она ловит танец окружающей нас действительности на теле. Эротическая коннотация отсутствует полностью, а живописная — присутствует.
Пустота и тишина Ольги Цветковой
Если даже в ранних своих работах Ольга Цветкова нашла свободу, сдвигая реальность и генерируя ее относительно себя, то тишина и пустота как воздух проявились в более поздних. Впервые трогательное пространство тишины проявляется в фильме, который Цветкова создает вместе с французским режиссером Филиппом Кеном: привидение на петербургской крыше задает вопросы, а французский крот отвечает на них с крыши парижской. Следом появляется работа «Самая длинная ночь», где скрипач идет по зданию Французского института в Петербурге за странной черной сущностью — в тишине.
Работа про привидение и крота появилась, когда мне стало интересно создать диалог двух сущностей — не людей. Герои крыш Парижа и Петербурга могли задать друг другу те вопросы, которые не зададут, будучи людьми. В этом есть, наверное, такой момент искренности и тишины, нет никакой специальной нарочитой истории. Среди эпизодов в видео есть момент, когда привидение задает вопрос кроту, а тот молчит из-за внезапно появившегося кота. Но дело даже не в этом обстоятельстве, а в том, что крот не хочет отвечать, и это нормально. Это пример уже более осязательного появления тишины в моих работах.
Здесь можно вспомнить и «Самую длинную ночь», где скрипач идет за странной черной сущностью по зданию, в котором находится петербургский Французский институт. Моей задачей было сделать танцевальную экскурсию, но я не хотела, чтобы человек танцевал буквально, — так появилась сущность, которая развивается черными полосками пленки из старых видеокассет. Тишина — иногда в ней звучала скрипка — в этой работе состояла в том, что эта черная сущность то реагировала на скрипача, то стояла, как огромное привидение, и, скажем, говорить ей было не нужно. Тогда я поняла, что в своих работах я абсолютно ухожу от языка как слова. И даже если крот разговаривает с привидением, они не общаются на определенную тему. Наверное, тишина у меня связана с этим разрыванием пространства: мне важно в своих работах создавать таких персонажей, которые оторваны от этой реальности и тяготеют к поэтической. Они никуда не спешат, они ничего не говорят в смысле определенного посыла, даже если произносят слова, они нарушают поставленную хореографию — у них есть пространство и время, чтобы пошуршать своими сущностями.