О. У.: Насколько я понимаю, для тебя кинотанец — это в том числе возможность сделать современный танец еще доступнее для восприятия, часть твоей глобальной цели.
А. М.: Да, всю свою осознанную жизнь я занимаюсь популяризацией танца и пробую объяснять обычному зрителю, не связанному с нашей средой обитания, как смотреть концептуальные вещи. Пытаюсь просто говорить о сложном. Кинотанец — еще один язык, на котором можно говорить о танце. Более того, на нем может говорить кто угодно.
О. У.: А как ты считаешь, как кинотанец может двинуть современный танец в России?
А. М.: Формат кинотанца гораздо проще, и быстрее можно распространять идею: тебе же не нужно никого никуда возить. Например, мы же в этом году объявляли опен-колл для кинотанцевальных работ. У нас было хорошее жюри, мы отобрали 10 картин, и, если все пойдет по плану, они попадут на платформу TheatreHD. Разумеется, это важно и для самого танца. Мне нравится, что через кинотанец можно на большие дистанции распространять свои щупальца современного танца и давать возможность по-иному смотреть на него. Конечно, кинотанец для меня как для человека танцующего — это хороший инструмент для развития танца в России.
Д. В.: Но в кинотанце кино все-таки не обслуживает танец.
А. М.: Ни в коем случае.
О. У.: Это своего рода партнеры.
А. М.: Да. Мне кажется, вообще ничто не является функцией другого, потому что кинотанец помогает набирать аудиторию современному танцу, сценическому или сайт-специфичному, знакомит зрителя с авторами и работами, а офлайн-показы в танцевальной среде любого формата знакомят аудиторию с кинотанцем и этой киновселенной. Ни кино, ни танец здесь точно не являются функцией друг друга, это инструменты одного большого дела. Так, проект «Танцы на ТНТ» тоже очень помог развитию танца в России. За те несколько лет, что он существует, танец произвел просто квантовый скачок. Я это хорошо вижу на детских конкурсах, которые организуют по всей стране. Если раньше дети танцевали только в образах поварят и лягушат с соответствующей пластикой, то теперь это будущие танцовщики контемпорари, и очень неплохие.
Д. В.: Раз мы заговорили про телевидение. Ты очень много с ним взаимодействуешь и сейчас: на твой взгляд, российское ТВ, пусть даже такое развлекательное, как ТНТ, может заинтересоваться кинотанцем? Есть опыт Англии, Нидерландов, Финляндии, когда именно телевидение сдвинуло развитие кинотанца. Например, DV8 не было бы, если бы BBC не стало заказывать им проекты. А что с российским телевидением?
А. М.: Фокус в том, что у нас телевидение по большей части заточено на развлечение. Я много раз звал продюсеров к себе на спектакли, все приходят, остаются в полном восторге и называют нас сумасшедшими, что мы этим занимаемся. Но если им предлагаешь что-то связанное с этой формой, они просто не понимают, как это продать в эфире. Пока реальность такова: на данный момент современный танец, который по своей сути насыщен смыслами и рефлексиями, не очень интересен нашему телевидению. И при этом благодаря тому, что девять лет назад по ТНТ какому-то ребенку в небольшом городе показали контемпорари-танец, сейчас он танцует в «Балете Москва».
Д. В.: Ты девять лет был плотно связан с телевидением. Это достаточно большой период для смены визуальной эстетики в целом. Как ты оцениваешь изменения этой визуальной репрезентации танца даже в рамках этого шоу? И как это повлияло на танец и на зрительское восприятие танца?
А. М.: Когда мы только пришли на ТВ, а среди нас было очень много разных хореографов, включая тех, кто работал с хип-хопом и бродвейским джазом, то всегда боролись за другое видение танца, отличное от того, что представляет ТВ-режиссер. Однажды Фред Астер победил это все в США, и, как мне кажется, это сильно повлияло там на манеру съемки движения в целом. Мы же в самом начале пути боролись за длинные планы, за необходимые нюансы для танца, старались отжать, как воду, лишние крупные планы. Все время была борьба с операторами, которые шинковали всё в формате клипа, динамично, драйвово: кто-то прыгает, свет моргает, музыка орет. Нам всем — им, кстати, тоже — было тяжело, но диалог произошел, и это самое важное. В какой-то момент они стали понимать, что в танце общие планы работают лучше, что длинный кадр гораздо важнее, а нюансы необходимы для донесения главной идеи. Сдвиг произошел тектонический. Можно даже посмотреть, насколько сильно отличаются сегодняшние съемки от тех.
Д. В.: В 1960–1970-х годах, когда стали активно снимать фильмы-балеты, даже было отделение во ВГИКе, где учили, как снимать танец, но оно, увы, просуществовало недолго.
А. М.: Очень жаль, потому что то, как танец снят, влияет на саму идею танца и на воздействие на зрителя. Я уверен, что современный танец стал ближе аудитории в том числе потому, что его много и здорово показывают по телевидению. Да, пусть в развлекательном контексте, но показывают. Наверное, если в России не останавливаться и делать кинопоказы кинотанца на фестивалях, в танцевальных школах, в кинотеатрах, на онлайн-платформах, то и он будет развиваться.
Д. В.: Теперь надо его привести на телевидение: у нас тоже должны родиться свои DV8.
Беседовали: Дина Верютина, Ольга Угарова
Текст: Ольга Угарова
Фотоматериалы: Олеся Сипович, Таня Матвеева, из архива Александра Могилева