Петрозаводск:
Город—тело

год:
длительность:
количество участников:
география участников:
2022
7 дней
20
Петрозаводск, Архангельск, Москва, Санкт-Петербург, Таруса, Екатеринбург, Краснодар, Нижний Новгород, Мурманск, Вологда, Великий Новгород, Минск (Беларусь)
Александр Козин, Юлия Утышева
Святослав Мурунов, Ольга Васильева, Дина Верютина

Район Зарека заселялся с первого десятилетия XVIII века параллельно строительству и развитию Петровского завода в устье Лососинки. Название произошло от расположения района — за рекой от административного центра слободы.
На протяжении дореволюционной истории преобладающим населением Зареки, как и соседней Голиковки, являлись рабочие, жившие в деревянных домах.
руководители:
кураторы:
Святослав Мурунов —
урбанист, исследователь городского пространства, куратор
Зарека — некое пространство в городе, то есть не абстрактный какой-то город будущего, не какая-то тема, а вот конкретная территория. И то, что эта территория умирающая, деградирующая, для меня это было сигналом, что эта лаборатория не просто творческий пузырь, а творческий пузырь, через который художник пытается все-таки в реальность посмотреть, он пытается реальность пощупать. Зарека — это в чистом виде пространство, которое через хтоническое нежелание меняться, хтоническое наслаждение деградацией на самом деле является не чем иным, как рефлексией крестьянской идентичности постсоветского человека в городе. Да, вы сломали мои церкви, да, вы разрушили мой уклад, но погибая, я и город утяну с собой! Это крестьянская хтоническая ландшафтная реальность, потому что человек-крестьянин научился с этой болью существовать, радоваться и жить с ней и никаких изменений он не хочет.
Юлия Утышева —
фотограф, автор и руководитель проекта
В проекте «Город-тело» соединились моя любовь к району Зареки и давняя мечта сделать что-то про город и кино. В свое время меня вдохновил классный проект: группа специалистов, связанных с кино, — сценаристы, режиссеры, операторы ездили по разным городам, делали серии мастер-классов, и потом участники этих мастер-классов снимали фильмы в разных районах своего города. Мне очень хотелось, чтобы в Петрозаводске что-то подобное произошло. И когда Саша пришел и предложил сделать лабораторию по кинотанцу, я сразу же согласилась.
Александр Козин —
хореограф, автор и руководитель лаборатории
Мне как-то дорог этот микрорайон, хотя я никогда там не жил, никто из родственников у меня там не жил, но почему-то он для меня какой-то особенный. Сейчас он сильно меняется, там очень много сносят бараков, временных деревянных зданий, которые были построены в 1930–1950-е годы для заводских рабочих, но в итоге они почти на 100 лет сохранились. В этом микрорайоне свой колорит, своя атмосфера, хотелось успеть запечатлеть ее, лично для меня это было одной из задач.
Кинотанец и урбанистика
Святослав Мурунов:
Меня заинтересовал кинотанец, потому что как исследователь социальных явлений вижу, как новое поколение вернуло себе тело, но забыло вернуть себе смыслы. Увлечение йогой, танцем, различными телесными практиками, пилатесом и так далее — у всего этого есть причины. Какие?
Тело мое! Человек вернул себе тело, постсоветский человек вернул себе тело. Начиная со школы ты чувствуешь, как твое тело постоянно у тебя забирают, оно кому-то принадлежит: государству, какому-то абстрактному обществу, каким-то иллюзорным идеалам и так далее. А танец, причем современный танец, он как минимум подразумевает все время эксперимент внутренний, ты постоянно ищешь положение тела в пространстве, взаимодействие с другим телом, взаимодействие тела и пространства. Все, что я видел в современном танце, — это все в чистом виде научный подход, когда исследование в каком-то смысле является действием. Кино тоже на подъеме, причем кино рефлексивное. Обсуждение кино стало тенденцией, люди хотят смотреть и обсуждать кино. Поэтому, конечно же, когда вдруг мне сказали, что будет лаборатория кино и танца, это три слова, которые находятся у меня в топосе.
урбанистика
кино
танец
Александр Козин:
Одно из ключевых преимуществ кинотанца — то, что это междисциплинарная творческая практика. Кинотанец предлагает тебе поработать на стыке разных дисциплин, и дисциплин этих может быть не две, а три, четыре и т.д.
Когда мы приглашали урбаниста Святослава Мурунова, то не знали, во что выльется наша затея синтезировать исследование города и кинотанец. Оказалось, что мы хорошо попали в проблематику, связанную со взаимодействием человека и города.
Святослав Мурунов:
Дисциплина — это все-таки некая профессиональная позиция, которая с течением времени обрастает своей онтологией, фактически в каждой профессии есть свой внутренний кодекс, свое табу, свой язык и своя, так сказать, культура.
Что такое междисциплинарность?
Это когда вы соглашаетесь, во-первых, друг с другом, что существуют общецивилизационные сложные системы: человек, город, культура, здание, тело и т.д. — независимо от того, в какой вы профессии, они для вас тоже существуют и вы их признаете. Междисциплинарность — это совместное действие или совместная позиция, которая позволяет работать со сложными системами.
Я стараюсь держаться научного метода во всем. Научный метод не какой-либо конкретной дисциплины, а научный метод так, как его придумала цивилизация: перед тем, как что-либо изменить, надо это происследовать.
Исследование городского пространства как отправная точка для создания кинотанца
городская мебель
визуальная культура
общественные пространства
городские аномалии
ощущения
метод рамок
Святослав Мурунов:
В моей технологии, в моей методологии всегда есть важный этап: занять позицию.
Занять позицию — это понять, зачем тебе как субъекту это надо, что сейчас происходит вокруг, что происходит с тобой. Без занятия осознанной позиции все остальные действия либо могут причинять кому-то вред, либо быть просто движением впустую. Я постоянно задаю вопросы себе и участникам во всех проектах: зачем то, что мы делаем, людям, территории, что изменится? Это вопросы, на которые не обязателен ответ. Задавание самого вопроса в публичном пространстве формирует нравственные переживания у всех участников, кто это слышит. Публичность позволяет тебе эту нравственную волну запустить.
Юлия Утышева:
Я бы хотела, чтобы лаборатории продолжались и мы изучали другие районы нашего города, не только Зареку, и чтобы потом появилась танцевальная онлайн-карта Петрозаводска, где можно ткнуть в какой-то район города, посмотреть фильмы, созданные на его территории. Подобные проекты могут дать людям возможность по-другому взглянуть на свой город, более внимательно вглядеться в него, заметить то, чего не замечаешь, когда идешь на работу, а потом с работы домой. У меня была персональная выставка в прошлом году, на одной из фотографий был жилой дом на Зареке. И ко мне подошла женщина: «Я живу в этом доме, и я благодаря вашей фотографии сейчас влюбилась в него». Мне кажется, что эти фильмы тоже могут такой эффект иметь, что люди посмотрят и влюбятся в свой город.
Фильмы
«СРОДСТВО»

Команда фильма:
Яна Лебедева/ Великий Новгород
Мария Меркульева/ Санкт-Петербург
Алина Кадейкина/ Минск, Беларусь
Евгения Букатова/ Петрозаводск
Екатерина Кутявина/ Санкт-Петербург
Юлия Ивашко/ Санкт-Петербург
Диалог, спор, активное слушание, конфронтация, подражание — версии коммуникации, которые можно применить не только к специфике человеческих отношений, но и к взаимодействию со средой. «Сродство» останавливается на этом взаимодействии, исследует его разнообразие с помощью визуального и аудиального ритма, движения, диктуемого пространством, цветовых рифм. Отказываясь от нарратива, работа не дает подсказок и не делает выводов. Скорее, наоборот, предлагает вопросы: как мы сами выстраиваем диалог с пространством, которым окружены? как влияет пространство на наши решения, поведение, мысли, эмоции? кто здесь субъект, а кто — объект? И самое главное: почему мы здесь?
Фильм-ностальгия. Прогулка по Зареке как встреча с живыми воспоминаниями в распадающемся настоящем. Течение времени, его цикличность, протяженность, монохромность прерываются вспышками в памяти, проявленными в пути. Это диалог с прошлым, невозвратимым, но не утраченным, тихое проживание воспоминаний.
Мы исследовали район Зарека в городе Петрозаводске, пытаясь вовлечь местных жителей в танец и движение.
Вот что из этого вышло.
Безре-чье/чие. Этот город у озера из твоего сна — как рыба, выброшенная на берег. Как бы близко ты ни подошел к воде — сухая рыба всегда будет чувствовать жажду. Безречье — это жажда, которая всегда с тобой. От нее высыхает язык и рот наполняется немотой рыб. Безречие — там, где ты не можешь прикоснуться к своей реке. Фильм-миф о человеке на границе между водой и сушей, о внутренней жажде и о полном ведре пустоты.
«ОКРУГА»

Команда фильма:
Юлия Голованкина/ Нижний Новгород
Полина Талалаева/ Москва
Полина Афанасова/ Вологда
Анна Поташова/ Петрозаводск
Алёна Кудрявцева/ Петрозаводск
Таня Ханаева/ Петрозаводск
«ТАНЕЦ ЗАРЕКИ»

Команда фильма:
Ксения Пайкачева/ Мурманск
Наталия Иванова/ Краснодар
Соня Чаудхари/ Москва
Дарья Артеева/ Санкт-Петербург
Анна Коротаева/ Москва
Игорь Леонов/ Петрозаводск/ Санкт-Петербург
«БЕЗРЕ-ЧЬЕ/ЧИЕ»

Команда фильма:
Дарья Лукина/ Таруса
Анастасия Змывалова/ Архангельск
Ася Хабибулина/ Санкт-Петербург
Наталия Краева/ Архангельск
Леонид Федорушков/ Архангельск