Киров:
Город в движении

год:
длительность:
количество участников:
география участников:
руководитель проекта:
кураторы:
2018
11 месяцев
20 участников
танц- и видеохудожники из Кирова
Дарья Ткачева
Александр Любашин, Ирина Брежнева, Дина Верютина
Дарья Ткачева — руководитель проекта:
Город — это наши воспоминания, ощущения. Обращение к городу как к пространству отношений — основа творческого высказывания участников проекта «Город в движении».
Ирина Брежнева — куратор проекта:
Танец нельзя запирать, танцевать можно и нужно там, где хочется. Почти год мы бродили по улочкам Кирова, находили места, в которых рождался танец. Мы ловили его камерами и превращали в «танцевальные фильмы».
длительность лаборатории
11 месяцев
практические лаборатории по видеотанцу
просветительские события
первый российский форум видеотанца
выставка с работами участников проекта
лабораторияпространство
Пример задания:
Нарисовать схематично свой каждодневный маршрут. За начальную точку А взять выход из здания, в котором вы находитесь. Пройдите в соответствии с вашим маршрутом. При прохождении маршрута сделайте 5 кадров, расскажите, чем они вас впечатлили.
Участники знакомились с географическими возможностями пространства, пространством своего тела и возможностями взаимодействия.
Пространство танца
Анастасия Шумихина, Дарья Кононова-Гредина «Тепло»

Путь человека к теплу, в поисках тепла, при том, что все и так уже есть тепло. Мы пытались показать с помощью пастельных, нежных, неярких цветов, музыки, создающей хоть и ощущение хрупкости, небольшой тревоги, но при этом приятной и легкой.. мягкой.
На заключительных занятиях лаборатории участники вышли на улицы города, искали свои маршруты и активно осваивали пространство. Каждый во время лаборатории смог побывать по обе стороны объектива. Результат — первые работы.
Пространство города
Освоение пространства через видеокамеру — инструмент, который помогает фиксировать, документировать и изменять его.
  • пространство внутри кадра может документировать реальность
  • пространство может трансформировать реальность
Пространство кадра
лаборатория-идея
На практической части лаборатории были разграничены понятия «тема» и «идея». Найдены способы уточнения и формулирования идеи.

Видеоинструментом этой лаборатории стал внутрикадровый монтаж.
Пример задания:
Разложить тему на положительные и отрицательные ассоциации. Рандомно объединить два слова из разных столбиков, сформулировать идею на противопоставлении.
Ирина Брежнева «Время Вода»

На ДОК пришла вода! Утром с крыльца выбежит мальчуган, на бегу прожевывая свежий хлеб с маслом, вытащит за калитку велосипед и помчит по пустой дороге смотреть, пришла вода или нет. «Пришла», - то ли себе, то ли воде скажет мальчуган и не заметит, что сам стоит в воде и кеды промокли.
Потом помчит обратно, забежит в дом, на кухню к маме. «Вода пришла! Айда настилы ставить!» Вместе с папой будут доставать из сарая настилы и выкладывать от крыльца до калитки, на улицу, вдоль забора, соединять с другими соседскими. И протянется змейка свежего тёплого дерева по всему ДОКу от дома к дому. Пока ещё по земле, но через день два будут они покачиваться на тёмной мутной воде, что укроет весь ДОК, заберётся в дома, и сонный мальчуган поутру опустит ноги по привычке в тапочки, а попадёт в мокрое, холодное, не домашнее. Но это будет завтра или через день. Вечером, когда закончится работа, мальчуган с папой и мамой придут смотреть на воду, на дорогу, которую она уже затопила, на фонарные столбы и деревья, что растут вверх и вниз. Вода потихоньку разрушает дороги, подмывает фундаменты, и старые дома гниют год от года, но пока вода не зашла в дом, жители ДОКа приходят смотреть на неё, как на море, туда, за горизонт, где мечты и надежды. И верить, что вода смоет все старое и оставит лишь новое. На ДОК приходит море, домашнее, шевелится по ночам и тихонько стучит брёвнами настила в ночи.
Ирина Брежнева «Мост. 25 апреля»

Мост <<Им. 25 апреля» висячий мост в Лиссабоне, названный в честь бескровной «Революции Гвоздик», приведшей к смене власти и демократизации Португалии. 25 апреля. Мой день рождения. Я живу за рекой. Каждый день мне приходится пересекать мост туда и обратно.
Я еду в город и превращаюсь в хореографа. Я возвращаюсь домой и становлюсь мамой. Одна роль сменяет другую в точке «мост». Я еду по мосту и вижу реку. Если посмотреть с большой высоты, то мост - это всего лишь точка пересечения реки и дороги. Точка пересечения. Точка перехода. Смены власти... роли... берега.
Татьяна Казаринова «Discriminatio>>

Моя история о том, как и почему человек становится изгоем среди окружающих людей. Меня волнует, как он переживает свое одиночество. И почему вообще общество стремится к разделению людей, определяя границы нормы, нормальности.
просветительские события
Дарья Ткачева — руководитель проекта:
Для того чтобы получилось хорошее произведение, человеку недостаточно просто понять, как это делается. У него должен быть определенный уровень насмотренности визуального опыта прежде всего.

Для меня было важно, чтобы участники максимально погрузились в культурный контекст, в котором существует видеотанец. И поскольку у нас еще и тема города, то важно, чтобы просветительская часть касалась того, как искусство осваивает город, то есть не только через движение, а и через другие формы: паблик-арта, стрит-арта.

первый российский форум видеотанца
Александр Любашин:
Форум в Кирове был важным событием, которое поддержало интерес к кинотанцу. Я уверен, что без него не проросли бы зерна дальнейших активностей.
Ирина Брежнева:
Родилась мысль: а что, если нам пригласить сюда людей, которые занимаются видеотанцем? Мы написали и получили ответы: «Да, здорово. Киров — это вообще где, это вообще что такое?». В итоге приехали художники из Иркутска, Екатеринбурга, Москвы, Петербурга. Было очень четкое понимание, что видеотанец в России существует, вот они — реальные люди, вот их реальные работы и вот реальные зрители, которые пришли смотреть.
Дарья Ткачева:
Эпохальное же было событие.
Форум изначально нигде не планировался. Но мы поняли, насколько среда видеотанца в России дискретна.
Участники дискуссии:
Алла Ковган
Александр Любашин
Дина Верютина
Ника Пархомовская
Вероника Шер
Александра Рахманова
Виталий Ким
Модератор дискуссии:
Дарья Ткачева

дискуссия форума в тезисах
выставка работ участников проекта
Дарья Ткачева — руководитель проекта:
Я склонна воспринимать видеотанец как предмет визуального искусства, произведения визуального искусства мы все-таки воспринимаем не в кинотеатре, а так или иначе в экспозиционном формате.

Когда ты видишь видеоработу в экспозиции, она твоя. Ты можешь с ней провести времени столько, сколько нужно. Ты можешь прочитать к ней описание, посмотреть, вернуться к описанию, еще раз посмотреть. У зрителя появляется, на мой взгляд, больше возможности ее понять, ее рассмотреть.
Выставка прошла в театре на Спасской и представляла собой черный куб с экранами. Телевизоры располагались под углом, чтобы не все работы были видны сразу. Двигаясь в одну сторону, зритель видел одни работы, разворачиваясь, он видел уже другой ряд. И такое движение экранов в пространстве дает новый способ восприятия.
В рамках проекта я рассказывала про паблик-арт о том, как искусство выходит в город, когда ты как бы ловишь человека неподготовленным. И этот прием мы тоже реализовали.

В спальном районе Кирова, на фасаде здания университета запустили проекцию работ наших участников и сделали это без предупреждения, без анонсов. Был классный эпизод: из машины выходит семья, папа берет на руки маленькую дочку, идут-идут, и дочка говорит: «Ой, а что это там?» Они останавливаются и смотрят это видео. Их обычный рутинный путь вечером, ежевечерняя цепочка событий была прервана чем-то неожиданным и приятным. Это интервенция именно в такую серую повседневную жизнь, что называется.
манифест лаборатории «Город в движении»
1. Не ищем финансирования — снимаем только бюджетное кино.
2. Бюджетное кино — самое правдивое.
3. Снимаем так, как чувствуем.
4. Создаем сценографию и локации из того, что имеем под рукой.
5. Работаем с тем, что есть.
6. Первый дубль всегда самый правильный и правдивый.
7. Каждому члену команды нужно включать режим бога.
8. Всё должно быть снято руками оператора без использования каких-либо стабилизаторов.
9. Всё должно быть спонтанно.
10. Процесс должен быть взаимным.
11. Мы должны испытывать одинаковые чувства друг к другу, любить друг друга, соглашаться друг с другом.
12. Надо, чтобы произошла химия, а потом физика.

Экранное действие разворачивается без склеек, происходит постепенное изменение мизансцены в результате движения камеры и перемещения актеров в глубину и из глубины кадра. В одном кадре меняются крупности, ракурсы, освещенности и т.д