Для меня это какая-то любовь — Байкал и кинотанец

Анастасия Лоншакова художник современного танца, креативный продюсер Международного фестиваля-резиденции современного искусства RADI SVETA BAIKAL
Я объединила Байкал и кино в моей дипломной работе в Латвийской академии культуры. Академия впервые столкнулась с тем, что кто-то захотел снимать кинотанец, а не делать сценическую работу. Изначально у меня была цель исследовать ритмический монтаж, посмотреть на монтаж как на хореографию, то есть я хотела просто снимать документальный материал, а потом уже из него складывать кинотанец, физический фильм.

Мы снимали, как лабиринтостроильщики строят лабиринт, режут лед, их каждодневные движения, снимали природу Байкала. Мне тогда нравилась история спонтанничества, так скажем, то есть когда все возникает в каком-то потоке, в импровизации и что ты заранее не делаешь какого-то сценария.

Сценарием для меня было то, что мы едем на 7 дней на Байкал, на фестиваль «Лабиринт Lab», наблюдаем за лабиринтостроильщиками и снимаем всю эту историю. Фильм «Лед» педагоги и критики в академии назвали kustību filma. Это переводится на русский как «движенческий фильм». Можно, наверное, сказать, что physical movie. Мне по душе physical movie (физическое кино), термин, который я узнала от Хелены Йонсдоттир. Для меня физическое кино имеет соотношение с самой жизнью, и это моя личная история, которая попала в самое сердце, когда я проходила стажировку в качестве ассистента у Хелены. Очень понравилось, как Хелена простыми словами однажды описала это направление: «Это что-то между видеоартом, короткометражным кино, коммерцией, клипом или знаешь, это Чарли Чаплин, только в наше время».

Возвращаясь в Россию после учебы в Латвии и Бельгии в 2017 году, я хотела сделать фестиваль кинотанца или резиденцию на Байкале.
Структура льда, даже в статичном кадре, рождает ощущение движения, задает какую-то хореографию.
RADI SVETA BAIKAL
Ярослав Францев — основатель Международного фестиваля-резиденции современного искусства RADI SVETA BAIKAL, создатель театральной компании RADI SVETA, режиссер-постановщик, хореограф, сценограф, автор методики саморазвития Play Body Mind
RADI SVETA BAIKAL произошел после знакомства с Настей. Мне история с кинотанцем очень близка, она мне грела и греет душу. И тут я встретил человека, который, несмотря ни на что, верен кинотанцу и увлеченно развивает местное сообщество современного танца, работает с иркутской идентичностью, что для меня как для художника всегда было важным. Я понял, что это прекрасная возможность напитать и напитаться друг от друга новыми смыслами, идеями и организовать что-то такое живое.
Что такое RADI SVETA Байкал?
Анастасия Лоншакова
Байкал сам по себе очень кинематографичен. Тут дико красиво, и я всегда удивляюсь, когда у нас столько талантливых ребят начинают говорить про то, что нужно снять студию, какие студии, у вас тут такая природа, камон! Я сразу предложила Ярославу курировать резиденцию кинотанца, на тот момент я была заинтересована, чтобы привозить Хелену Йонсдоттир, Ольгу Жетлухину — моих ключевых наставников, которые очень много мне дали.
Остров Ольхон
Образовательная программа

дней
7
часов от Иркутска
5
кинотанца
3
перформанса
3
фото Рустам Нерустам
Этапы лаборатории
Ярослав Францев
Байкал — это для нас такая творческая перезагрузка. Мы изначально верим, что все люди творческие, потому что очень много встречается людей, которые максимально в этом не уверены, соглашаются на то, что они к этому не имеют никакого отношения, а на самом деле отказываются от огромного внутреннего потенциала.
Каждый участник отвечает на список вопросов. Исходя из этих вопросов, я понимаю внутренний ценностный базис, и бывает, что человек очень крутой в плане творчества, но непосредственно внутри фестиваля он будет не готов взаимодействовать с другими. А соответственно, если он не будет готов взаимодействовать, то не произойдет обмена в творческом процессе.
Мы не институция, которая бы просто дала денег и сказала: «Пожалуйста, снимите, мы просто за развитие». Мы сообщество, и для меня важно, чтобы в этом сообществе все друг друга слышали, понимали и были готовы идти на контакты, на диалог.
Компания RADI SVETA в конечном итоге идет к тому, чтобы организовать продакшен, в котором мы можем делать полные метры именно физического кино.
презентация идеи
сценарий
поиск локации
создание хореографии на локации
монтаж
съемка
Фильмы
Transumanato (18+)

Режиссер: Елена Скрипкина
Оператор: Алексей Неретин
В ролях: Елена Сысоева, Камола Рашидова, Анна Румянцева, Александр Аладышев
Transumanato — фильм, фиксирующий опыт проживания Ада из «Божественной комедии» Данте Алигьери через танец. Визионерское путешествие вглубь своего я, меняющегося и перевоплощающегося в новый образ. Рай начинается в Аду.
Прежде загадка:
«Хоть и видятся,
А не сойдутся».
Существует концепция Луны и Солнца как женского и мужского начала соответственно. Они противоположны друг другу во всем. Каждый из них живет свою жизнь. Но также существует и солнечное затмение, по науке оно проходит в 4 «касания». В жизни так бывает, что расставание является необходимым условием для созревания личности, для осознания ею самой ее самостоятельности и отличительности.
Sin Qua Non
(«Необходимое условие»)

Режиссер: Кристина Гапоненко
Хореограф: Ирина Беляева
Саунд-дизайнер: Максим Хрычев
Актеры: Соня Кожанова, Fagbemi Rédy
Ментор: Андрей Гладких
Фильм, созданный в рамках резиденции фестиваля RADI SVETA BAIKAL 2021, посвященной левой створке картины «Сад земных наслаждений» Иеронима Босха.
Фильм об изначальной человеческой греховности. И о том, как мы аккумулируем все эти проявления в себе на своем жизненном пути: сознательном и бессознательном; слово, дело, видение, невежество.
Но, даже в фильме про Ад — как можно жить без света? Поэтому можно надеяться, что будет свет. Возможно, речь идет о том, что у каждого есть возможность покаяться и в нужное время оставить все это здесь, чтобы была возможность легко идти дальше, чтобы можно было продолжать свой путь без всего этого, что присуще нам в наших телесных формах.
«Баюшки / Lullaby»

Режиссер — Анна Ушанка (Москва, Россия)
Хореограф — Сандра Лапиня (Рига, Латвия)
Саунд-дизай‌нер — Евгений Климин (Одинцово, Россия)
Артисты фильма: участники фестиваля-резиденции RADI SVETA BAIKAL
фото Рустам Нерустам