Анастасия Лоншакова — художник современного танца, креативный продюсер Международного фестиваля-резиденции современного искусства RADI SVETA BAIKAL
Я объединила Байкал и кино в моей дипломной работе в Латвийской академии культуры. Академия впервые столкнулась с тем, что кто-то захотел снимать кинотанец, а не делать сценическую работу. Изначально у меня была цель исследовать ритмический монтаж, посмотреть на монтаж как на хореографию, то есть я хотела просто снимать документальный материал, а потом уже из него складывать кинотанец, физический фильм.
Мы снимали, как лабиринтостроильщики строят лабиринт, режут лед, их каждодневные движения, снимали природу Байкала. Мне тогда нравилась история спонтанничества, так скажем, то есть когда все возникает в каком-то потоке, в импровизации и что ты заранее не делаешь какого-то сценария.
Сценарием для меня было то, что мы едем на 7 дней на Байкал, на фестиваль «Лабиринт Lab», наблюдаем за лабиринтостроильщиками и снимаем всю эту историю. Фильм «Лед» педагоги и критики в академии назвали kustību filma. Это переводится на русский как «движенческий фильм». Можно, наверное, сказать, что physical movie. Мне по душе physical movie (физическое кино), термин, который я узнала от Хелены Йонсдоттир. Для меня физическое кино имеет соотношение с самой жизнью, и это моя личная история, которая попала в самое сердце, когда я проходила стажировку в качестве ассистента у Хелены. Очень понравилось, как Хелена простыми словами однажды описала это направление: «Это что-то между видеоартом, короткометражным кино, коммерцией, клипом или знаешь, это Чарли Чаплин, только в наше время».
Возвращаясь в Россию после учебы в Латвии и Бельгии в 2017 году, я хотела сделать фестиваль кинотанца или резиденцию на Байкале.
Структура льда, даже в статичном кадре, рождает ощущение движения, задает какую-то хореографию.