Архангельск:
Пятый элемент

год:
длительность:
количество участников:
география участников:

кураторы:
2019
7 дней
5 участников
Санкт-Петербург, Красноярск, Новосибирск, Москва, Архангельск
Ева Валиева, Максим Волох
Кристина Дрягина — координатор лаборатории, куратор проектного бюро Arctic Art Institute:
Мы продолжаем осмыслять место человека на Севере и те вызовы, с которыми он сталкивается каждый день. Мы ищем ответы на них с помощью разных форм искусства. Нам хочется, чтобы искусство в Арктике стало видимым.
Константин Селин/ Красноярск — Санкт-Петербург
Александр Дьяченко/ Новосибирск
Дарья Лахардова/ Красноярск — Москва
Сергей Кудинов/ Архангельск
Семён Лебин/ Санкт-Петербург
Пять операторов
1–6 декабря 2019
Лаборатория для операторов «Пятый элемент»
Лаборатория прошла в рамках образовательной программы Третьего кинофестиваля стран Арктики ArticOpen и стала вторым этапом Лаборатории движения границ проектного бюро Arctic Art Institute.
О лаборатории
В первую очередь сразу было сказано: «Ребята, если вы думаете, что кинотанец — это танцы на фоне снега и деревянных домов, вы глубоко ошибаетесь. Забудьте про это».
Участникам нужно было выбрать одну из стихий и продумать ее воплощение на Севере. Дальше они искали образ, идею, которая эту стихию выражает.
Ева Валиева — режиссер-наставник, режиссер театра и кино, коуч сценических дисциплин, руководитель продакшена JeuTram
Я театральный режиссер, если можно так разделять, хотя, когда мы учились у Бориса Юрьевича Юхананова, у нас был набор, направленный на кино. Мы снимали и кино, ставили спектакли, делали перформансы и инсталляции разные. Тогда в процессе обучения я первый раз столкнулась с кинотанцем, пластическим кино, кино, где нет слов. Пластическое кино — это кино, в котором через пластику актера или танцора и его взаимодействие с пространством передается глубинный смысл. Мы живем в век визуального искусства, а совмещение кино и танца — это самое визуальное, что можно придумать.

Уже какое-то количество лет я чувствую в себе усталость от текста в любом его проявлении. Сначала у человека идет действие, жест, потом слово. Кинотанец — это что-то про нутряное, настоящее. Кинотанец наиболее четко описывает мысли, желания, страдания, в общем, весь спектр всего того, что с нами происходит в процессе жизненного пути благодаря телесному языку.
Пять элементов
вода
воздух
огонь
земля
человек
Максим Волох — мастер лаборатории, оператор, старший преподаватель кафедры режиссуры кино и ТВ Российского государственного института сценических искусств.
Пластическое кино — это не жанр, а форма. Давайте разберемся, что такое жанр? Всю жизнь я пользуюсь формулировкой Давида Исааковича Карасика: «Жанр — это та форма условности, которую мы задаем зрителю». Поэтому мюзикл — это жанр, а кинотанец — это форма.

Жанр еще и метод определения целевой аудитории, потому что кто-то хочет идти на сказку, кто-то на мелодраму, а кто-то на детектив.
Кинотанец — это такой узор, который плетется на экране
Часто образы в голове не складываются в сюжет, они задают лишь атмосферу, а этого недостаточно для продуктивной работы. Ты не можешь прийти на площадку и поставить танцору или актеру задачу: «Это должно быть как дыхание весны под звездным небом января!» Поэтому операторы в диалоге со мной конкретизировали идеи и доводили их до уровня концептов. А дальше — до синопсиса, истории.
В любом кинотанце вы рассказываете некий сюжет, все опирается на некое развитие, на столкновение персонажей с другими персонажами или обстоятельствами, что меняет действия и задачи тех или иных персонажей.
Танец — это язык тела.
Когда мы включаем музыку и начинаем проживать этот язык тела под музыку, — это то, что мы называем танцем. По факту, это форма облеченная. Я танцую под дождем, I dancing on the rain — это душа его поет. Но просто показать пение души невозможно. А человека, танцующего под дождем, висящего на столбе, можно. В хорошем смысле висящего на столбе.
Под словом «танцевать» мы подразумеваем любое пластическое движение, если оно обусловлено идеей фильма, оно является уже условным танцем, скажем так, поэтому мы слово «танец» использовали очень условно.
В кино откуда вышел человек, не важно, важно, как вы его впустили в кадр. Он может снизу появиться, может упасть сверху. Камера может просто повернуться на него, он там все время сидел.
Смотреть хореографию оператору нужно в зале, во время репетиции. Тогда оператор понимает логику произведения, понимает темп, что зачем предназначено. Чем больше ты готов, тем лучше ты сделаешь свою работу.
Главная работа оператора — это насыщение кадра событиями. События — это движение камеры, это движение актера, слежение за актером, все, что происходит в кадре.

Смотреть глазами.
Никогда не снимайте кадр до того, как вы увидели его глазами. Нельзя поворачивать камеру, вы сначала поверните головой. Увидели кадр?

Статичная камера подчеркивает подвижную. Подвижная камера хороша в комбинации со штативом, то есть именно статичная камера подчеркивает подвижную. Любое движение, вообще все, что происходит на экране, должно быть осмысленно. А осмысленность — она как раз рождается в случае с подготовленностью.

сюжет
танец
экранное повествование
Пять фильмов
«Земля может быть белой». Сказочная история, в которой есть и лес, и девушка, и таинственная колдунья
земля
Снег как твердое состояние воды. Одинокий путник замерзает в лесу, снег вокруг и у него на лице становится символом смерти. Но сильнее смерти оказывается любовь.
вода
Огонь согревает — искорки от костра пляшут в темноте, отблески пламени отражаются в глазах главной героини. Огонь становится своеобразным тотемным животным.
огонь
воздух
Ева Валиева — режиссер-наставник, режиссер театра и кино, коуч сценических дисциплин, руководитель продакшена JeuTram
Когда снимали старый дом, Саша и Сусанна отсняли какую-то часть и сделали перерыв, пошли пить чай. И когда они вернулись, увидели, что этот дом ломают. Они не знали, что его будут сносить, и тут же быстро стали снимать. И в этот же момент пошел снег, это была стопроцентная кинематографическая художественная удача.

Когда Саша принес эти кадры, мы просто визжали, орали с Максимом от удивления — как вам это удалось? — и восторга! В разработке сценария предполагался выход в какое-то большое пустое пространство из узкого маленького, возможно, на крышу. Но то, что это будет разрушение, такого даже на уровне идеи не было. Они потом утащили из этого дома окно, потому что оно уже было никому не нужно, и досняли финал на пляже Северной Двины — и все, картина сложилась. А мы знаем, что часто так случается, когда делаешь классные проекты, они вот так складываются.

Неожиданное решение темы воздуха через дыхание деревянного дома, который сносят бульдозером, и его боль показана очень телесно, будто деревяшка и сама имеет тело, обладающее своей пластикой.
Фильм «Кислород» представлен в Фильмотеке Антологии Российского Кинотанца
Автор работал не только с человеком, пятым элементом, но и со всеми четырьмя стихиями, которые его окружают. Человеческое взаимодействие рождает трогательные, комичные, драматичные ситуации, а взгляд гостя на Архангельск открывает его красоту, которую не видишь незаинтересованным взглядом.
человек