Константин Селин/ Красноярск — Санкт-Петербург
Александр Дьяченко/ Новосибирск
Дарья Лахардова/ Красноярск — Москва
Сергей Кудинов/ Архангельск
Семён Лебин/ Санкт-Петербург
Лаборатория для операторов «Пятый элемент»
Лаборатория прошла в рамках образовательной программы Третьего кинофестиваля стран Арктики ArticOpen и стала вторым этапом Лаборатории движения границ проектного бюро Arctic Art Institute.
В первую очередь сразу было сказано: «Ребята, если вы думаете, что кинотанец — это танцы на фоне снега и деревянных домов, вы глубоко ошибаетесь. Забудьте про это».
Участникам нужно было выбрать одну из стихий и продумать ее воплощение на Севере. Дальше они искали образ, идею, которая эту стихию выражает.
Ева Валиева — режиссер-наставник, режиссер театра и кино, коуч сценических дисциплин, руководитель продакшена JeuTram
Я театральный режиссер, если можно так разделять, хотя, когда мы учились у Бориса Юрьевича Юхананова, у нас был набор, направленный на кино. Мы снимали и кино, ставили спектакли, делали перформансы и инсталляции разные. Тогда в процессе обучения я первый раз столкнулась с кинотанцем, пластическим кино, кино, где нет слов. Пластическое кино — это кино, в котором через пластику актера или танцора и его взаимодействие с пространством передается глубинный смысл. Мы живем в век визуального искусства, а совмещение кино и танца — это самое визуальное, что можно придумать.
Уже какое-то количество лет я чувствую в себе усталость от текста в любом его проявлении. Сначала у человека идет действие, жест, потом слово. Кинотанец — это что-то про нутряное, настоящее. Кинотанец наиболее четко описывает мысли, желания, страдания, в общем, весь спектр всего того, что с нами происходит в процессе жизненного пути благодаря телесному языку.
Максим Волох — мастер лаборатории, оператор, старший преподаватель кафедры режиссуры кино и ТВ Российского государственного института сценических искусств.
Пластическое кино — это не жанр, а форма. Давайте разберемся, что такое жанр? Всю жизнь я пользуюсь формулировкой Давида Исааковича Карасика: «Жанр — это та форма условности, которую мы задаем зрителю». Поэтому мюзикл — это жанр, а кинотанец — это форма.
Жанр еще и метод определения целевой аудитории, потому что кто-то хочет идти на сказку, кто-то на мелодраму, а кто-то на детектив.
Кинотанец — это такой узор, который плетется на экране
Часто образы в голове не складываются в сюжет, они задают лишь атмосферу, а этого недостаточно для продуктивной работы. Ты не можешь прийти на площадку и поставить танцору или актеру задачу: «Это должно быть как дыхание весны под звездным небом января!» Поэтому операторы в диалоге со мной конкретизировали идеи и доводили их до уровня концептов. А дальше — до синопсиса, истории.
В любом кинотанце вы рассказываете некий сюжет, все опирается на некое развитие, на столкновение персонажей с другими персонажами или обстоятельствами, что меняет действия и задачи тех или иных персонажей.
Танец — это язык тела.
Когда мы включаем музыку и начинаем проживать этот язык тела под музыку, — это то, что мы называем танцем. По факту, это форма облеченная. Я танцую под дождем, I dancing on the rain — это душа его поет. Но просто показать пение души невозможно. А человека, танцующего под дождем, висящего на столбе, можно. В хорошем смысле висящего на столбе.
Под словом «танцевать» мы подразумеваем любое пластическое движение, если оно обусловлено идеей фильма, оно является уже условным танцем, скажем так, поэтому мы слово «танец» использовали очень условно.
В кино откуда вышел человек, не важно, важно, как вы его впустили в кадр. Он может снизу появиться, может упасть сверху. Камера может просто повернуться на него, он там все время сидел.
Смотреть хореографию оператору нужно в зале, во время репетиции. Тогда оператор понимает логику произведения, понимает темп, что зачем предназначено. Чем больше ты готов, тем лучше ты сделаешь свою работу.
Главная работа оператора — это насыщение кадра событиями. События — это движение камеры, это движение актера, слежение за актером, все, что происходит в кадре.
Смотреть глазами.
Никогда не снимайте кадр до того, как вы увидели его глазами. Нельзя поворачивать камеру, вы сначала поверните головой. Увидели кадр?
Статичная камера подчеркивает подвижную. Подвижная камера хороша в комбинации со штативом, то есть именно статичная камера подчеркивает подвижную. Любое движение, вообще все, что происходит на экране, должно быть осмысленно. А осмысленность — она как раз рождается в случае с подготовленностью.